Владимирская икона Божией Матери. 8 сентября

Владимирская икона Божией МатериДни празднования — 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Наиболее торжественное празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается 8 сентября. Оно установлено в честь Сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

К сегодняшнему празднику предлагаем вашему вниманию иконографию святого образа

Владимирская икона Божией Матери

Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Попробуем обозначить основные.

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу, получившему название, Елеуса (греч. Ελεούσα — милостивая, милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Умиление. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

√ Надписи ΜΡ ΘΥ — сокращение слов «Матерь Божия», IC XC – сокращенное именование Спасителя. Это обязательные атрибуты любой традиционной иконы.

√  Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.

√  Круг нимба обозначает вечность, свет славы, крест – символ искупительной жертвы Спасителя. Крестчатый нимб – обязательная принадлежность всех изображений Иисуса Христа.

√  Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь Путь, истина и Жизнь» (Ин. 14:6), а Божия Матерь ведет нас по этому пути. На иконе об этом свидетельствует жест руки Богородицы, обращенный на Богомладенца, указывающий конкретный истинный путь спасения – возможный только через Христа Спасителя.

√  Божия Матерь предстает в одеждах античного периода: мафорий – верхняя одежда, обязательная принадлежность замужних женщин в Палестине, накидка в виде плаща, покрывающая фигуру почти до пят; туника – нижняя одежда, в виде длинной рубахи; чепец – головной убор, прикрывающий волосы. В одежде Божией Матери присутствуют поручи (деталь богослужебного облачения), в иконографии Богородицы – это символ сослужения всей Церкви в Ее лице Небесному Архиерею – Христу. На мафории Божией Матери изображены звезды. Они имеют два значения: это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве» и символ Святой Троицы. Фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.

√  Роль цвета в иконе не ограничивается декоративными задачами, цвет в иконе глубоко символичен. Цвета одежд Пресвятой Богородицы (красный и синий) символизируют соединение божественного и человеческого в Ней, Девства и Материнства, Ее земной природы и Ее небесного призвания. Туника – синего цвета, поверх нее красный мафорий. Синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. Красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, страдание, но одновременно это и царский цвет – пурпур, порфира. Золотой цвет символизирует сияние Божественной славы. Золото служит выражением наиболее ценного в духовном мире. Золото в оформлении фона, золотые нимбы – все это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей, миру нетленной красоты.


Владимирскую икону в 1131 году подарил киевлянам Константинопольский патриарх, и около 40 лет она хранилась в монастыре Вышгорода под Киевом. Но здесь образ пробыл недолго: в 1169 году князь Андрей Боголюбский забрал его с собою на север и поместил в новом Успенском соборе города Владимира.

В последующие столетия Владимирская икона не раз являла чудеса спасения Русской земли от многочисленных врагов. В 1395 году —  по молитвам пред святым образом русский народ получил избавление от страшного нашествия Тамерлана. В 1480 году — от нашествия с востока огромной орды во главе с ханом Ахматом, а в 1521 году Москва была спасена от нашествия Мухаммед-Гирея.

С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе московского Кремля слева от главных царских врат. Она стала общенациональной святыней, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она явилась свидетельницей самых драматических страниц истории нашего государства.

После прихода к власти большевиков святыню вынесли из Кремля. Сначала ее направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. В настоящее время святыня хранится в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Икона почти утратила свой первоначальный вид — от древнего красочного слоя сохранились лишь фрагменты — лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальное — более поздние дорисовки, выполненные уже владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз страдало от пожаров.

Пред множеством списков с Владимирской иконы непрестанно возносятся молитвы к Царице Небесной по всему миру. Так и в храме святителя Николая на ст. Предпортовая есть свой, особо почитаемый, Владимирский образ Пресвятой Богородицы.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.


В подготовке заметки использованы материалы журнала «ФОМА» и лекции по церковному искусству члена Творческого союза художников России С.В. Алексеева.

Просмотры (1124)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *