Дни празднования — 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
Наиболее торжественное празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается 8 сентября. Оно установлено в честь Сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
К сегодняшнему празднику предлагаем вашему вниманию иконографию святого образа
Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Попробуем обозначить основные.
√ Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу, получившему название, Елеуса (греч. Ελεούσα — милостивая, милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Умиление. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
√ Надписи ΜΡ ΘΥ — сокращение слов «Матерь Божия», IC XC – сокращенное именование Спасителя. Это обязательные атрибуты любой традиционной иконы.
√ Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.
√ Круг нимба обозначает вечность, свет славы, крест – символ искупительной жертвы Спасителя. Крестчатый нимб – обязательная принадлежность всех изображений Иисуса Христа.
√ Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь Путь, истина и Жизнь» (Ин. 14:6), а Божия Матерь ведет нас по этому пути. На иконе об этом свидетельствует жест руки Богородицы, обращенный на Богомладенца, указывающий конкретный истинный путь спасения – возможный только через Христа Спасителя.
√ Божия Матерь предстает в одеждах античного периода: мафорий – верхняя одежда, обязательная принадлежность замужних женщин в Палестине, накидка в виде плаща, покрывающая фигуру почти до пят; туника – нижняя одежда, в виде длинной рубахи; чепец – головной убор, прикрывающий волосы. В одежде Божией Матери присутствуют поручи (деталь богослужебного облачения), в иконографии Богородицы – это символ сослужения всей Церкви в Ее лице Небесному Архиерею – Христу. На мафории Божией Матери изображены звезды. Они имеют два значения: это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве» и символ Святой Троицы. Фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.
√ Роль цвета в иконе не ограничивается декоративными задачами, цвет в иконе глубоко символичен. Цвета одежд Пресвятой Богородицы (красный и синий) символизируют соединение божественного и человеческого в Ней, Девства и Материнства, Ее земной природы и Ее небесного призвания. Туника – синего цвета, поверх нее красный мафорий. Синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. Красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, страдание, но одновременно это и царский цвет – пурпур, порфира. Золотой цвет символизирует сияние Божественной славы. Золото служит выражением наиболее ценного в духовном мире. Золото в оформлении фона, золотые нимбы – все это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей, миру нетленной красоты.
Владимирскую икону в 1131 году подарил киевлянам Константинопольский патриарх, и около 40 лет она хранилась в монастыре Вышгорода под Киевом. Но здесь образ пробыл недолго: в 1169 году князь Андрей Боголюбский забрал его с собою на север и поместил в новом Успенском соборе города Владимира.
В последующие столетия Владимирская икона не раз являла чудеса спасения Русской земли от многочисленных врагов. В 1395 году — по молитвам пред святым образом русский народ получил избавление от страшного нашествия Тамерлана. В 1480 году — от нашествия с востока огромной орды во главе с ханом Ахматом, а в 1521 году Москва была спасена от нашествия Мухаммед-Гирея.
С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе московского Кремля слева от главных царских врат. Она стала общенациональной святыней, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она явилась свидетельницей самых драматических страниц истории нашего государства.
После прихода к власти большевиков святыню вынесли из Кремля. Сначала ее направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. В настоящее время святыня хранится в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Икона почти утратила свой первоначальный вид — от древнего красочного слоя сохранились лишь фрагменты — лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальное — более поздние дорисовки, выполненные уже владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз страдало от пожаров.
Пред множеством списков с Владимирской иконы непрестанно возносятся молитвы к Царице Небесной по всему миру. Так и в храме святителя Николая на ст. Предпортовая есть свой, особо почитаемый, Владимирский образ Пресвятой Богородицы.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
В подготовке заметки использованы материалы журнала «ФОМА» и лекции по церковному искусству члена Творческого союза художников России С.В. Алексеева.
Просмотры (1124)