Триодь постная – учитель благочестия

Святая Православная Церковь, учредив пост Великой Четыредесятницы, ввела в обычай поучать и назидать своих чад глубоко-умилительными песнопениями особой богослужебной книги, именуемой Триодью Постной. Получила свое наименование Постная Триодь оттого, что важнейшие ее тексты — каноны утренние и вечерние на весь Великий пост состоят не из 9 песней, а всего на всего только из трех (отсюда и название — Триодь).

В состав постной Триоди входят песнопения разных песнописцев (числом около 20): Андрея Критского, Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина, Иосифа и Феодора Студитов и др. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксаря постной Триоди, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них она увеличивалась в своем составе до XIV в. Так, после них в Триодь были внесены синаксари, а также доследования в неделю православия, в недели вторую, четвертую и пятую и охватывает в общей сложности 70 дней.

Триодь Постную можно назвать  путеводителем по пространству Великого Поста. Своеобразная карта маршрута, по которому должен пройти верующий христианин, совершая своего рада восхождение к вершине «Пасха».

Триодь называет шесть остановок на пути к вершине — по количеству воскресений (недель) Поста: неделя Торжества Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, св. Иоанна Лествичника, Мариина неделя и Вербная. Соответственно, седмицы, наступающие после каждого воскресения (недели), получают названия: седмицы Православия, Григория Паламы, Крестопоклонной, Иоанна Лествичника, Марии Египетской и  Ваий.

 

Страстная седмица – уже не относится к Великому Посту. Она является Пасхальным постом, раньше обязательным для каждого крещеного. В эти дни Иисус Христос начинает движение навстречу людям, уже готовым понять и принять Его. В Страстную седмицу вспоминаются последние притчи Господа, последние наставления ученикам, предательство Иуды, заключение Нового Завета с учениками и установление Таинства Причастия. Вспоминается Его молитва в Гефсиманском саду, отречение Петра и бегство всех учеников Иисуса с места казни.
Поскольку эти дни самые важные, самые трагические и самые печальные, то

каждый день Страстной седмицы называется Великим:  Великий понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг, Великая пятница и Великая суббота.

 

 

Завершается Страстная седмица седьмым днём — Воскресением Христовым, Пасхой.

 

 

Текст Триоди Постной

 

Песнопения Постной Триоди находятся в полном гармоническом соответствии и согласии с учением апостольским

«На всякое время пост полезен есть изволяющим и творящим и, ниже бо искушение демонское дерзает на постящагося; но и хранители жизни нашея ангели люботруднейше с нами пребывают, постом очистившимися» (стихира на стиховне утрени понедельника сырной седмицы).

«Любезно, людие, пост облобызаем: приспе бо духовных подвигов начало: оставим телесное сладострастие, возрастим душевныя дарования, спостраждем, яко раби Христови, и да прославимся, яко чада Божия и Дух Святый в нас вселься, просветит душы наша» (тропарь 8-й песне канона вторника сырной седмицы).

«Светлый день воздержания наста, светлым лицем приидите, усрящим, душе моя, Владыку, благодати низпослатися свыше нам просяще, и многих прегрешений исправление обрести» (тропарь 9-й песне канона утрени пятка сырной седмицы).

«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира на стиховне утрени понедельника первой седмицы).

«Начнем, людие, непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаим Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем и водою чистоты лица умыем, не много глаголем в молитвах, но яко научихомся, тако возопиим: Отче наш, иже на небесех, остави нам прегрешения наша, яко Человеколюбец» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы).

Сущность и истинный смысл христианского поста изображается в таких чертах

«Пост не ошаяние (воздержание) брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы).

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне понедельника первой седмицы).

«Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение, Христос в писаниях завеща» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника второй седмицы Великого поста).

«Духовный, братие, вземше пост, языком не глаголите льстивная, ниже полагайте претыкания брату в соблазн» (стихира на «Господи воззвах» среды второй седмицы).

«Сице нам поститися подобает: не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но, якоже Христос, в смиренномудрии» (тропарь 8-й песне канона утрени вторника сырного).

«Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша» (стихира на стиховне в вечер понедельника второй седмицы).

«Ныне наста время святых постов, начнем сего в добрых пребываниих: в судах бо и крамолах не поститеся глаголет» (тропарь 9-й песне канона утрени понедельника первой седмицы).

«Очистим себе, братие, от всякия скверны плоти и духа, свещы душ наших просветим нищелюбием, не снедающе друг друга оклеветанием» (стихира на стиховне субботы сырной).

«Покаяния время и жизни вечныя ходатай нам есть постный подвиг, аще прострем руки во благотворение: ничесо же бо тако спасает душу, якоже подаяние требующым. Милостыня, растворенная постом, от смерти избавляет человека: сию целуим, ей же ничто же равно, довольна бо есть спасти душы наша» (стихира на стиховне утрени четвертка второй седмицы).

«Несть царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию. Тем же не богатии внидут в не, но елицы сокровища своя в рукы нищих влагают» (стихира «на хвалитех» в неделю пятую поста).

Плоды истинного поста

«Доброе пощение питает сердца, умащающее помышления богоугодная, и страстей бездну изсушающе, тучами умиления очищает, верою хвалу приносящих Вседержителю» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника пятой седмицы).

«Страсти всегубительныя душевныя, сласти смертоносныя пост умерщвляет и истинно в постоянии творит сердца устремления и движения: сей убо восприимем любезно» (тропарь 8-й песни канона утрени среды сырной).

«От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущым» (стихира на стиховне среды сырной).

 

Просмотры (285)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *