28 сентября 2020 г. (15 сентября ст.ст.). Седмица 17-я по Пятидесятнице. Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня. Вмч. Никиты Готфского (ок. 372). Еф. 1:22 – 2:3 (зач. 219). Мк. 10:46–52 (зач. 48). Вмч.: 2 Тим. 2:1–10 (зач. 292). Мф. 10:16–22 (зач. 36).

Исцеление слепого

Апостола Павла послание к ефесянам 

Еф. 1:22-23, 2:1-3

 Цр҃ко́внослав  Синодальный
[Заⷱ҇ 219] и҆ всѧ̑ покорѝ под̾ но́зѣ є҆гѡ̀, и҆ того̀ дадѐ главꙋ̀ вы́ше всѣ́хъ цр҃кви, [Зач. 219.] и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
ꙗ҆́же є҆́сть тѣ́ло є҆гѡ̀, и҆сполне́нїе и҆сполнѧ́ющагѡ всѧ́чєскаѧ во всѣ́хъ. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
И҆ ва́съ сꙋ́щихъ прегрѣше́ньми ме́ртвыхъ и҆ грѣхи̑ ва́шими, И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
въ ни́хже и҆ногда̀ ходи́сте по вѣ́кꙋ мі́ра сегѡ̀, по кнѧ́зю вла́сти воздꙋ́шныѧ, дꙋ́ха, и҆́же нн҃ѣ дѣ́йствꙋетъ въ сынѣ́хъ противле́нїѧ, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
въ ни́хже и҆ мы̀ всѝ жи́хомъ и҆ногда̀ въ по́хотехъ пло́ти на́шеѧ, творѧ́ще во́лю пло́ти и҆ помышле́нїй, и҆ бѣ́хомъ є҆стество́мъ ча̑да гнѣ́ва, ꙗ҆́коже и҆ про́чїи: между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Толкование на Еф. 1:22-23, 2:1-3  Феофилакта Болгарского, архиепископа Охридского

Еф.1:22. и все покорил под ноги Его,

Чтобы из слов «посадив превыше» ты не заключил, что Он получил только первую почесть, он указывает, что и владыкой Его сделал над всем. И не просто подчинил, но отдал в полное подчинение: « под ноги Его».

и поставил Его выше всего, главою Церкви,

О чудо! И Церковь посадил на том же самом троне; потому что где глава (т.е. Христос, – Прим. Ред.), там и тело 4 (т.е. сама Церковь, – Прим. Ред.). Слова же «выше всего» указывают на то, что главу дал мощную, которая выше всего, выше ангелов, выше архангелов.

Еф.1:23. Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Чтобы ты, услышав это, не подумал, что именем главы называется какое-нибудь начальство и власть (ибо и это значение имеет слово «глава»), он говорит, что Христос есть глава Церкви, как тела, и также ей сроден и тесно соединен. И Церковь есть полнота Его. Ибо как тело есть полнота головы, восполняя ее своими членами, так и Церковь есть полнота Христа, «Наполняющего все во всем». Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих: восполняется как бы рукой в лице милостивого человека и иным способом помогающего слабым; как бы восполняется ногой в лице человека, предпринимающего путешествие ради проповеди и призревающего своих братьев, и иным членом восполняется в другом верующем. И таким образом восполняется всеми членами в лице всех верующих, то есть чрез посредство всех верующих, когда один одну, другой другую оказывает услугу. Ибо тогда становится совершенной глава наша – Христос, то есть получает совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и тесно связаны.

Еф.2:1. И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,:

Еф.2:2. в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа,

Выше он сказал, что Бог в нас явил ту же самую силу и действие, что и во Христе. О Нем сказано, что воскресил Его из мертвых и посадил Его выше всех. А потом теперь говорит и о нас: «и вас», говорит, «мертвых» (смертью не телесной, которая началась с Адама, но душевной, которая происходит от нас самих, смертью греха) воскресил и воздвиг. Итак, той же самой силой и Господа воздвиг от телесной смерти, и нас от душевной смерти греха, а изменение настроения души гораздо важнее воскрешения мертвых, как и выше сказано. Мысль этого места действительно такова, но слишком растянута до слов: «оживотворил со Христом»; так как много вставлено и есть повторение в словах: «Бог, богатый милостью». Итак, сказав, что они мертвы и показав, каким образом мертвы, именно заблуждениями и грехами, – он успокаивает двояким образом, словами: «в которых вы некогда жили», а не теперь, и добавлением, что вследствие порабощения диаволу вы грешили, и не от вас зависело все, а и от помощника вашего, который так сильно властвовал над вами. Вы грешили, таким образом, «по обычаю мира сего», то есть помышляя о мирском и временном и худо пользуясь этим веком. Ибо не век сей зол, но злоупотребление им. Он дан в руководителя, поскольку, будучи тленным и скоропреходящим, может возбуждать нас к нетленному и неизменному; а мы, предавшись тлению и течению его, сделали его не руководителем, а противодействователем. «Князем» же, «господствующим в воздухе», он называет диавола, а не Демиурга, как думают нечестивые манихеи. «Князем» называет потому, что люди сами себя подчинили ему и более ему служат, чем Богу. Однако такая власть его существует только в этом веке и не переходит за пределы воздуха, потому что имеет место не на небе, а под небом. Посему и Павел называет его князем, «господствующим в воздухе», не в том смысле, что он господствует над воздухом и распоряжается им, а потому, что он любит обитать в нем. Ибо диавол, будучи духом, и живет в воздухе, как бы духе (πνεύματι), и доныне в нем имеет власть и силу, властвуя над теми, которые сами себя ему подчинили. А некоторые под «князем, господствующим в воздухе», разумеют князя воздушных сил. Посему, говорят, и прибавил: «духа», то есть князя и властителя всякого воздушного духа. Ибо пос­ле того, как он однажды соделался князем, он, по-ви­димому, не лишился власти и после своего падения.

действующего ныне в сынах противления,

Не сказал: принуждающего, но – «действующего». Отсюда ясно, что властвует над добровольно ему подчинившимися. Ибо, если бы против нашей воли господствовал, то принуждал бы. И из следующего видно: «действует», говорит, «в сынах противления», то есть в тех, которые не повинуются Богу, а повинуются ему добровольно.

Еф.2:3. между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов,

Не этим только успокаивает их, говоря, что греховность наша происходила от диавола, но и тем, что и сам себя, и всех прочих ставил в одно с ними положение; так как никто не был безгрешен. Похотями плоти называет те, которые происходят от плотского мудрования. Что он здесь не порицает плоти, – это ясно. Ибо сказав: «исполняя желания плоти», присовокупляет: «и помыслов», то есть не помышляя ни о чем духовном. Поэтому не плоть достойна осуждения, но помышление, которое влечет к страстным удовольствиям. Или же таким образом: мы оскверняем ум, помышляя злое, и плоть, совершая это. А делами плоти можешь считать прелюбодеяние и тому подобное, а делом помыслов – зависть, злопамятство и тому подобное.

и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Это сказано вместо: – мы оскорбляем и прогневляем Бога, и ничто другое были на самом деле, как гнев; подобно тому, как дитя человеческое по природе есть человек, так и мы. И как сынами геенны и сынами погибели называются достойные того, так и «чадами гнева» называются делающие достойное гнева. Слово же «по природе» поставлено вместо: истинно и подлинно, «как и прочие», ибо никто не был свободен от гнева.

Исцеление слепого Вартимея. Следование за Иисусом.

Евангелие по Марку

Мк. 10:46-52

 Цр҃ко́внослав  Синодальный
[Заⷱ҇ 48] И҆ прїидо́ша во і҆ерїхѡ́нъ. И҆ и҆сходѧ́щꙋ є҆мꙋ̀ ѿ і҆ерїхѡ́на, и҆ ᲂу҆чн҃кѡ́мъ є҆гѡ̀, и҆ наро́дꙋ мно́гꙋ, сы́нъ тїме́овъ варті́мей слѣпы́й сѣдѧ́ше при пꙋтѝ, просѧ̀. [Зач. 48.] Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
И҆ слы́шавъ, ꙗ҆́кѡ і҆и҃съ назѡрѧни́нъ є҆́сть, нача́тъ зва́ти и҆ глаго́лати: сн҃е дв҃довъ і҆и҃се, поми́лꙋй мѧ̀. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
И҆ преща́хꙋ є҆мꙋ̀ мно́зи, да ᲂу҆молчи́тъ: ѻ҆́нъ же мно́жае па́че зва́ше: сн҃е дв҃довъ, поми́лꙋй мѧ̀. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
И҆ ста́въ і҆и҃съ, речѐ є҆го̀ возгласи́ти. И҆ возгласи́ша слѣпца̀, глаго́люще є҆мꙋ̀: дерза́й, воста́ни, зове́тъ тѧ̀. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
Ѻ҆́нъ же ѿве́ргъ ри̑зы своѧ̑, воста́въ прїи́де ко і҆и҃сови. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
И҆ ѿвѣща́въ гл҃а є҆мꙋ̀ і҆и҃съ: что̀ хо́щеши, да сотворю̀ тебѣ̀; Слѣпы́й же глаго́ла є҆мꙋ̀: ᲂу҆чт҃лю, да прозрю̀. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
І҆и҃съ же речѐ є҆мꙋ̀: и҆дѝ: вѣ́ра твоѧ̀ сп҃се́ тѧ. И҆ а҆́бїе прозрѣ̀ и҆ по і҆и҃сѣ и҆́де въ пꙋ́ть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Толкование на  Мк. 10:46-52 Феофилакта Болгарского, архиепископа Охридского

Мк.10:46. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни .

Мк.10:47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Мк.10:48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

Мк.10:49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

Мк.10:50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

Мк.10:51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

Мк.10:52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Матфей говорит о двух слепцах: и может быть, два были исцелены; но, вероятно, один из них более обратил на себя внимание, тот, о котором упоминает теперь Марк. Но посмотри, как народ чтит Иисуса: даже запрещает слепому кричать, как бы тут проходил какой-нибудь царь. А спрашивает Иисус слепого для того, чтобы не сказали, будто Он дает не то, чего слепой хотел. И благорассудна была душа слепого, ибо по исцелении он не оставил Иисуса, но последовал за Ним. А (иносказательно) можно разуметь это так: Иерихон означает низменное место (мир); слепой, сидящий здесь, есть образ человеческого естества, которое некогда усыновлено было Богу, превыше всякой почести земной; оно и взывало ко Христу, проходящему чрез Иерихон, то есть мир сей. А Христос помиловал его и спас по вере его, когда оно совлекло с себя ветхую одежду греха. По получении же спасения оно последовало за Ним (Христом), исполняя заповеди на своем пути, то есть в жизни сей. Ибо только в сей жизни можно последовать Христу, а после нее уже затворяются двери (спасения) и уже не будет времени к исполнению заповедей Божиих.

Спас Нерукотворный. 19 в.

Апостола Павла 2-е послание к Тимофею

2 Тим. 2:1-10

 Цр҃ко́внослав  Синодальный
[Заⷱ҇ 292] Ты̀ ᲂу҆̀бо, ча́до моѐ, возмога́й во блгⷣти, ꙗ҆́же ѡ҆ хрⷭ҇тѣ̀ і҆и҃сѣ, [Зач. 292.] Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
и҆ ꙗ҆̀же слы́шалъ є҆сѝ ѿ менє̀ мно́гими свидѣ́тєли, сїѧ̑ преда́ждь вѣ̑рнымъ человѣ́кѡмъ, и҆̀же дово́льни бꙋ́дꙋтъ и҆ и҆ны́хъ наꙋчи́ти. и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
Ты̀ ᲂу҆̀бо ѕлопостраждѝ ꙗ҆́кѡ до́бръ во́инъ і҆и҃съ хрⷭ҇то́въ. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
Никто́же (бо) во́инъ быва́ѧ ѡ҆бѧзꙋ́етсѧ кꙋ́плѧми жите́йскими, да воево́дѣ ᲂу҆го́денъ бꙋ́детъ. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
А҆́ще же и҆ постра́ждетъ {подвиза́етсѧ} кто̀, не вѣнча́етсѧ, а҆́ще не зако́ннѡ мꙋ́ченъ бꙋ́детъ {бꙋ́детъ подвиза́тисѧ}. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
Трꙋжда́ющемꙋсѧ дѣ́лателю пре́жде подоба́етъ ѿ плода̀ вкꙋси́ти. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
Разꙋмѣ́й, ꙗ҆̀же глаго́лю: да да́стъ ᲂу҆̀бо тебѣ̀ гдⷭ҇ь ра́зꙋмъ ѡ҆ все́мъ. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
Помина́й (гдⷭ҇а) і҆и҃са хрⷭ҇та̀ воста́вшаго ѿ ме́ртвыхъ, ѿ сѣ́мене дв҃дова, по бл҃говѣствова́нїю моемꙋ̀, Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
въ не́мже ѕлостраждꙋ̀ да́же до ᲂу҆́зъ, ꙗ҆́кѡ ѕлодѣ́й: но сло́во бж҃їе не вѧ́жетсѧ. за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
Сегѡ̀ ра́ди всѧ̑ терплю̀ и҆збра́нныхъ ра́ди, да и҆ ті́и спⷭ҇нїе ᲂу҆лꙋча́тъ є҆́же ѡ҆ хрⷭ҇тѣ̀ і҆и҃сѣ, со сла́вою вѣ́чною. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Толкование на 2 Тим. 2:1-10 профессора Александра Павловича Лопухина

2Тим.2:1. Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,

Этот стих представляет заключение к предыдущему увещанию. Апостол убеждает Тимофея, чтобы он, в противность слабым малоазийским христианам, показал себя сильным, воспользовавшись для этого благодатью Духа Святого, предлагаемой всем людям чрез Христа (1Кор 1и Тит 3и cл.; 2Тим 1:14). Не в благодати должен Тимофей укрепляться, а посредством, при помощи (έν) благодати явиться сильным для того, чтобы защищать Апостола Павла и продолжать его дело.

2Тим.2:2. и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

«При многих свидетелях». Перевод неточный. По-гречески здесь стоит предлог διά «чрез», а «при» – επί. Но и перевести это место выражением «чрез многих свидетелей» – также неудобно: зачем бы при слушании Тимофеем учения апостола Павла еще нужны были какие-то свидетели? Естественнее перевод, предлагаемый Воленбергом: «чрез многое (πολλών – средний род) свидетельствуя» (μαρτύρων – прич. наст. врем. От μαρτυρέω). Тимофей, слушая апостола Павла, многими делами заявлял (свидетельствовал) о своем сочувствии ему, о своем желании потрудиться на пользу Евангелия, как оно излагалось Павлом. Он оказался верным, надежным слушателем, и сам в свою очередь должен найти таких же верных и надежных слушателей.

2Тим.2:3. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

В чем же Тимофей может показать свою силу (2Тим.2:1)? Во-первых, в перенесении страданий со Христом, как воин, идущий за своим вождем (вместо κακοπάθησον «переноси страдания» некоторые кодексы читают συκακοπάθ – страдай вместе).

2Тим.2:4. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

Во-вторых, Тимофею можно проявить свою силу в отречении от всяких личных выгод и прибыли, потому что все его мысли должны быть обращены на исполнение воли его вождя – Христа.

2Тим.2:5. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

В-третьих, подобно атлету, Тимофей должен во время проповедования, как во время борьбы, соблюдать известные правила борьбы, т. е. слово Божие, которое есть меч острый, употреблять как должно, не ослабляя его силы и требований (ср. 2Кор 10:3–4). Только такой борец-проповедник получит в награду венок (ср. 2Тим.4:8Откр 11:10).

2Тим.2:6. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

В результате такой усердной работы и работы, сопряженной с тяжелым трудом (κοπιώντα), проповедник будет иметь удовольствие первый вкусить от ее плодов. В будущей жизни он прежде своей паствы получит небесную награду (ср. Мф 19и сл.).

2Тим.2:7. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

2Тим.2:8. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,

2Тим.2:9. за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

2Тим.2:10. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Все, что говорил доселе апостол, Тимофей должен как следует обдумать и Бог даст (лучше читать δώσει, чем δώη – да даст) ему в этом случае разумение. При этом Тимофей должен помнить о Христе, воскресшем из мертвых. Апостол не говорит, что Христос умер, но это само собой предполагается, как равно предполагается необходимым и требование от всех христиан быть готовыми к смерти со Христом. «От семени Давидова». Христос воскрес к славной жизни, бывши по телу только потомком человека – Давида (выражение «от семени Давидова» стоит в зависимости от слова: воскресшего – έγηγερμένον). Но не только на возвышение Христа по Его воскресении здесь указано, но также и на Его истинное человечество, в опровержение ложных взглядов на Христа (ср. 1Тим 2:5).

«По благовествованию моему». Апостол предполагает возможным, что другие проповедники Евангелия привносят в это учение о Христе свои взгляды. Его «Евангелие», т. е. его система христианского учения – так для него истинно, что он за него идет на страдания. «Но для слова Божия нет уз». Эти слова нужно акцентировать знаками тире, как мысль вводную. «Ради избранных» – т. е. из-за тех, кого воля Божия избрала ко спасению, но которые еще колеблются принять христианство, опасаясь соединенной с ним необходимости терпеть скорби. Апостол для их укрепления идет сам на всякие страдания за Христа.

Джеймс Тиссо. Библейские сюжеты.

Евангелие по Матфею

Мф. 10:16-22

 Цр҃ко́внослав  Синодальный
[Заⷱ҇ 36] Сѐ, а҆́зъ посыла́ю ва́съ ꙗ҆́кѡ ѻ҆́вцы посредѣ̀ волкѡ́въ: бꙋ́дите ᲂу҆̀бо мꙋ́дри ꙗ҆́кѡ ѕмїѧ̑, и҆ цѣ́ли ꙗ҆́кѡ го́лꙋбїе. [Зач. 36.] Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Внемли́те же ѿ человѣ̑къ: предадѧ́тъ бо вы̀ на со́нмы, и҆ на собо́рищихъ и҆́хъ бїю́тъ ва́съ, Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
и҆ пред̾ влады̑ки же и҆ цари̑ веде́ни бꙋ́дете менє̀ ра́ди, во свидѣ́тельство и҆̀мъ и҆ ꙗ҆зы́кѡмъ. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
Є҆гда́ же предаю́тъ вы̀, не пецы́тесѧ, ка́кѡ и҆лѝ что̀ возглаго́лете: да́стбосѧ ва́мъ въ то́й ча́съ, что̀ возглаго́лете: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
не вы́ бо бꙋ́дете глаго́лющїи, но дх҃ъ ѻ҆ц҃а̀ ва́шегѡ гл҃ѧй въ ва́съ. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Преда́стъ же бра́тъ бра́та на сме́рть, и҆ ѻ҆те́цъ ча́до: и҆ воста́нꙋтъ ча̑да на роди́тєли и҆ ᲂу҆бїю́тъ и҆̀хъ: Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
и҆ бꙋ́дете ненави́дими всѣ́ми и҆́мене моегѡ̀ ра́ди: претерпѣ́вый же до конца̀, то́й сп҃се́нъ бꙋ́детъ. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Толкование на  Мф. 10:16-22 праведного Иоанна Кронштадтского

Мф.10:16. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.»

«Будите мудри яко змия (Мф. 10:16), сказал Спаситель. Когда змея видит неприятеля своего, тогда она искусно скрывает свою голову, чтобы неприятель не уязвил ее, и свертывается в кольцо. Подобным образом должен беречься человек от духовного врага своего, диавола: он должен прятать голову свою, то есть ум свой, в сердце и сосредоточивать таким образом всю жизнь свою в одном пункте, тем сильнее противиться духу злобы, который развлеченные силы души очень скоро ниспровергает. – Оттого рассеянных людей ему ничего не стоит опрокинуть, разбить» [2, 316].

«Ст. 16 [и 20–22]. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби… ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас… и будете ненавидимы всеми за имя Мое: претерпевший же до конца спасется. Нам нужно быть только мудрыми духовно, чистыми и незлобивыми, чтобы Дух Божий был с нами и в нас и действовал чрез нас. Если ненавидят нас ради имени Иисуса Христа, мы должны радоваться. Будем терпеть: только за терпение до конца обещано спасение. Значит, спасение – весьма важное дело, когда оно обещается как награда терпящим до конца» [1, 67].

«Так как диавол прост по существу своему и в одно мгновение единым помыслом может приразиться к нам весь и войти в наше сердце, то отражать его надобно так же в одно мгновение, одним сильным словом сердца, заключающим в себе всю силу истины, как полное противоядие вражьей лжи. В этом смысле Спаситель сказал: будите мудри яко змия [Мф. 10:16], т.е. как духовный этот змий быстро, метко, с адскою мудростью всегда на нас нападающий, соображающий, когда всего легче ему напасть и опрокинуть нас; выглядывающий, какие в нас слабые стороны и привычки и, большею частью, наносящий удар свой наверняка. Но в то же время будьте, сказал Спаситель, цели яко голубие, т.е. просты и незлобливы; только одну мудрость и заимствуйте от змия, но сердце ваше да остается простым, чистым и нерастленным; будьте кротки и смиренны, как Я, не предавайтесь гневу и раздражительности, ибо гнев мужа правды Божия не соделовает [Иак. 1:20], соблюдайте себя чистыми от всякой скверны плоти и духа» [5, т. 1, 145].

«Господь как молния: и душа наша должна быть такая же простая, быстрая. И диавол как дух – адская молния. – Будь мудр, как змия, и цел, как голубь (Ср.: Мф. 10:16), как Дух Святый» [10, 170].

Мф.10:19. «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,»

Мф.10:20. «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.»

«Не пецытеся, говорит Спаситель, како возглаголете: и ты не пекись о том, как ты будешь говорить… дастбося тебе в той час, что возглаголеши (Мф. 10:19).

(Благоволение Божие от иудеев перевило к христианам, которые большею частию из язычников; и между самими христианами благоволение Божие переходит от одного народа, от одного царства к другому, как, например, от греческого к русскому народу: Греция упала, а Россия процветает, так же как иудейский народ рассеян по лицу земли, а христианство – везде благоденствует.)

Смотри, чтоб молитва твоя была всегда искренняя, от сердца, и никогда не молись без искренности, иначе молитва твоя будет ложная. Потому, когда заметишь во время молитвы, что она не искренняя, тотчас же преодолей себя, свое лукавое сердце, лукавую плоть и заставь сердце быть искренним.

Avaritia проявляется разным, часто благовидным образом: истребляй ее во всех ее видах. Иногда захочется дать себе послабление и прогуляться с тратою денег, скупость высовывает в это время свою голову и шепчет: «Ах, прогулка эта стоит значительных денег – лучше бы их издержать на что-либо более нужное и полезное!» Не слушай ее: она обманывает тебя. Страсти всегда нас обманывают. Притом, если допустить ее шептать в сердце, потеряется удовольствие прогулки» [2, 265].

«Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа. Вот почему Апостолы говорят: мы не довольны есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога [2Кор. 3:5]. Вот почему и Спаситель говорит: не пецытеся, како или что возглаголете, дастбося вам, что возглаголете [Мф. 10:19]. Видишь, и мысль и даже самое слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это впрочем в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении – все светлые мысли от Ангела хранителя и от Духа Божия; тогда как, напротив, нечистые, темные – от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящаго нам. Как же нужно вести себя христианину? Бог Сам есть действуяй в нас [Ср.: Флп. 2:13]. Вообще везде в мире мы видим царство мысли, как во всем составе видимого мира, так в частности – на земле, в обращении и жизни земного шара – в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности), тогда как другие стихии разлиты во всех животных – в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке, – в их мудром и целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках, – в растениях, в их устройстве, в питании и проч., словом – везде видим царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке» [5, т. 1, 11].

«Господь Иисус Христос, купно со Отцом и Духом Святым везде есть. Ангелы и святые человеки суть один дух с Господом. Но если ты, по действию злого духа, утратил на некоторое время сердечную веру в Духа Святого, то нет для тебя в это время ни Сына, ни Отца, ибо вера подается Духом Святым, Духом истины, т.е. Духом Христа, Который сказал о СебеАз есмь истина [Ин. 14:6], или Духом Отца: Дух Отца вашего, глаголяй в вас [Мф. 10:20], или Духом Сына: посла Бог Духа Сына в сердца ваша [Гал. 4:6]» [5, т. 2, 408].

«Во время Богослужения, во время совершения всех Таинств и молитвословий будь как дитя, доверчивое, руководимое своими родителями. Помни, какие великие отцы, какие светила вселенной, Духом Святым озаренные, руководят тебя! – Как дитя, как дитя будь прост, доверчив, несумнителен в деле Божием. – Всю печаль возверзи на Господа (Ср.: 1Пет. 5:7Пс. 54:23), а сам будь совершенно беспечален. – Не пецытеся, како или что возглаголете, или что речете: не вы 6о будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10:19–20). Давно Господь снял с нас эту заботушку, эту печаль, научив Богоносных отцов наших Духом Своим, что глаголать Господу при Богослужении и при разных случаях и обстоятельствах человеческой жизни, требующих молитвы, низводящей свышнее благословение. Нам спола-горя молиться. – Враг-то вот стужает. Да что его стужения, если сердце наше утверждено во Господе (Ср.: 1Цар. 2:1)! Вот беда, если мы не в Боге, если веры твердой в нас нет, если пристрастиями житейскими мы связали себя, если разум наш горд и кичлив. – Тогда и в святейшем, непорочнейшем деле Богослужения, совершения и Причащения Святых Тайн диавол будет сильно запинать нас. – Ну уж и выучит же он ловко маловера или кичливого умом своим, или пристрастного к чему-нибудь земному, плотскому. Истомит, измучит – так, что ноги едва домой принесет» [10, 257].

Мф.10:21. «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;»

Мф.10:22. «и будете ненавидимы всеми за имя Мое: претерпевший же до конца спасется.»

«Грех первородный так силен, что родные родным делают зло, например завидуют и пр. Действия его в родных прекрасно выразил Спаситель, когда сказал: предаст же брат брата и отец чадо на смерть и восстанут чада на родители и убиют их (Мф. 10:21)» [2, 335].

«Другие охотно, со вниманием слушают Слово Божие, но вот горе: они бывают легкомысленны, нетерпеливы, самолюбивы, непостоянны; при благоприятных обстоятельствах веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере; это – люди, которые не укоренили в себе веры, это – семя, упавшее на камень. А вера проповедует, что только претерпевши до конца, той спасен будет (Мф. 10:22); а страшливым и неверным, и скверным… и всем лживым, часть им в озере горящем огнем и серою (Апок. 21:8)2. И по общему человеческому сознанию не справедливо ли требовать, возлюбленные братия, чтобы человек был верен до конца тому, кому дал клятвенный обет – быть верным до смерти, особенно если клятва в верности дана им лицу, стоящему полной нашей любви и совершенного почтения? Если мы земному царю даем обет клятвенный служить до последней капли крови и считаем бесчестием – не сдержать своего обета, и остаемся ему верны до смерти: то как же не будем верны до смерти Богу Спасителю, Который, приняв на Себя нашу природу, пролил за нас до капли всю Кровь Свою и Которому мы дали при Крещении долг верности? О, да не отпадем от нашего Господа Искупителя, какая бы ни постигла нас напасть! Ибо куда мы скроемся от Него? Что мы найдем без Него? Он имеет глаголы жизни вечной (Ср.: Ин. 6:68)» [9, 302].

Просмотры (78)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *