Святыни

Владимирская икона Божией МатериВладимирская икона Божьей Матери

По преданию, эта икона писана евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Спасителя трапезовали Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. Икона эта оставалась в Иерусалиме до 450 г., в начале 12 века послана в Киев в дар князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в Вышгороде, в женском монастыре. Однажды духовенство вышгородского монастыря, войдя в храм, увидело икону стоящей посреди храма на воздухе. Они ставили ее на место, но икона вновь сходила. Тогда князем Андреем икона была перевезена во Владимир, исполняя волю Богоматери, которая не позволила иконе ехать дальше. В 1160 году в городе был заложен храм в честь Успения Богоматери. Многие чудеса истекли во Владимире от этой святыни. В1164 князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, молясь и прикладываясь к чудотворной иконе. В последствии Владимирская икона спасала русский народ во время нашествия Мамая в 1380 году, Тамерлана в 1395 году, тогда икона была перенесена в Москву. В час встречи иконы в Москве Тамерлану во сне явилась Лучезарная Дева с ангелами, держащими огненные мечи. Испугавшись, Тамерлан отозвал войска. В Москве икона была поставлена в образованном Сретенском монастыре. Бесчисленное множество раз помогала Владычица Москве в борьбе с татарами, Ее заступлению русские люди приписывали окончательное свержение ига. Перед Владимирской иконой молились цари и князья, выступая в походы, перед ней знатнейшие люди государства приносили присягу на верность царям, избирались митрополиты и патриархи. В 1547 году в Кремле произошел сильнейший пожар, чудотворную икону хотели вынести из Успенского собора, но никак невозможно было сдвинуть ее с места. Тогда многие видели в небе светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув собора. Три раза Москва вспоминает о своем спасении благодатью этой иконы: 3 июня, 6 июля и 8 сентября (по новому стилю).


Усекновение главы Иоанна Предтечи Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи»

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей и Марк. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Саломия по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник 11 сентября и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.


Табынская икона Божией Матери Табынская икона Божьей Матери

Икона Пресвятой Богородицы Табынская отличается очень темным Ликом и представляет собой список с Казанской иконы Божьей Матери, а называется так по месту ее обретения. В 1597 году, в 12 км от села Табынского (Южный Урал), располагалась Пречистенская пустынь, где обитали 30 насельников, которые трудились в поле и вываривали соль. Одному из них, иеродиакону Амвросию, проходящему мимо соленого источника, был глас Пресвятой Богородицы : «Возьми мою икону». Убоявшись прелести, он не обратил на это внимания. Но на третий день, вновь услышав тот же голос, увидел Чудотворную икону Божьей Матери. Крестным ходом братия приняла икону, ее поместили в храм и отслужили молебен. Наутро иконы в храме не оказалось, нашли ее на монастырских вратах. Над ней построили часовню. Сразу после своего явления с иконой стали свершаться чудеса, и для удостоверения она была возима в Казань и Уфу. Из Уфы Табынская икона исчезла, явившись на соленом ключе близ места своего нашествия. Неизвестно, где находилась икона Богоматери после разрушения Пречистенской пустыни в 1663 году. Однако через 100 лет произошло ее второе явление. В 1765-68 гг. три пастуха пасли скотину у Соленых Ключей, и вдруг на большом камне они увидели стоящую икону Божией Матери. По преданию, они бросились рубить ее, но вскоре ослепли. Тогда пастухи собрались у иконы и стали отчаянно молиться. В последствии самый молодой крестился и прожил до 130 лет, всю жизнь идя босым за Табынской иконой. Позже икона была привезена в Покровский храм Богоявленского завода (пос. Красноусольск). Наутро иконы в этом храме не нашли, она была обнаружена вновь в селе Табынском. С этих пор чудотворная икона Божией Матери называется Табынскою. Последний крестный ход с иконой, проходивший в 1918 году, оборвался около Оренбурга. На шествие напали красные, святую икону, сорвав золотую и серебряную ризы, бросили на дорогу. Икона была подобрана казаками атамана Дутова. Во время Гражданской войны он для поднятия боевого духа казаков вывозил в войска икону Табынской Божией Матери. При исходе казаков из России на берегу реки Амур под Благовещенском Табынская икона остановилась, не желая покидать Россию. Но приближались красные. Тогда над иконой построили часовню, и архиепископ Оренбургский Мефодий (Герасимов), архиепископ Томский Мелетий (Заборовский) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов) со священниками три дня постились и молились, прося Заступницу милости. После этого икона двинулась в Китай. В Китае святая икона находилась в православном монастыре Харбина до 1948 года. И здесь икона прославилась многими чудесами. После 1948 года икона была вывезена архимандритом Филаретом (Вознесенским) сначала в Австралию, затем в США, в Сан-Франциско. Далее следы ее теряются, и где икона сейчас — неизвестно. В настоящее время известно несколько списков Табынской иконы. Один из списков находится в храме свт. Николая Чудотворца на ж/д станции Предпортовая.


Святитель Спиридон ТримифунтскийИкона святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306 — 337) , его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме). Память святителя совершается 25 декабря (по новому стилю).


Икона святителя Николая, архиепископа Мир ЛикийскихСвятитель Николай

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания, днем он не выходил из храма, ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно. В дороге на Святую Землю святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе перед святителем сами собой отверзлись запертые двери церкви. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан святой Николай. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 – 305) епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов. В пылу обличения святитель Николай заушил лжеучителя, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в сане. Молитвами святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, святой Николай попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. Достигнув глубокой старости, святитель Николай отошел ко Господу (+ 345 — 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне. Память святого по новому стилю совершается 22 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар) и 19 декабря.


Икона преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого поправился. В семнадцать лет юноша твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. Старец Киево-Печерской Лавры Досифей благословил Прохора идти в Саровскую Успенскую пустынь. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его. 18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и начал подвиг пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки. Позже преподобный возложил на себя и подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Однажды на святого напали разбойники и нанесли ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила подвижника. По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, по его молитвам остались невредимы на поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и по указанию Матери Божией основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери. По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия. Память преподобного Серафима Саровского по новому стилю совершается 1 августа (обретение мощей) и 15 января (преставление и второе обретение мощей).


св.пророк Нафан и сщмч.  Харалампий Икона пророка Нафана и священномученика Харалампия

Пророк Нафан—библейский пророк, живший во времена царей Давида и Соломона, один из авторов книг Царств. Он возвестил Божий суд Давиду после того, как царь совершил прелюбодеяние с Вирсавией и подстроил убийство Урии Хеттеянина. Ранее Нафан сообщил царю Божье откровение: строительство храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Нафаном, не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом (род) Давида и благословит его. Когда Адония захотел стать царем, Нафан вмешался и встал на сторону Соломона, воспитателем которого он был. Нафан содействовал тому, чтобы Давид повелел помазать Соломона на царство. Через Нафана и другого пророка, Гада, Господь передал Давиду повеление о том, как организовать служение левитских певцов и музыкантов. Священномученик Харалампий был епископом в городе Магнезии, в Фессалии, жил во второй половине II века. Он обратил ко Христу многих из язычников, наставлял их на путь спасения, поучая Слову Божию. За Евангельскую проповедь святого епископа Харалампия привели на суд к правителю Лукиану и военачальнику Лукию. Угрожая мучениями, они требовали от епископа Харалампия принесения жертвы языческим богам. В ответ святой твердо исповедал свою веру во Христа. Тогда священномученика Харалампия подвергли жестоким истязаниям. Его подвесили на дереве и строгали тело железными крюками до тех пор, пока не содрали кожу с головы до ног. «Благодарю вас, братие, — говорил при этом мученик. — Острогавши тело, вы обновили мой дух». Воины Порфирий и Ваптос, истязавшие святого епископа, были так поражены его незлобием и терпением, что открыто исповедали Воскресшего Христа. Оба они были тотчас усечены мечом. Военачальник Лукий сам взял орудия пыток и жестоко терзал тело святого Харалампия, но вдруг руки его отнялись у локтей. Лукиан, увидя это, плюнул в лицо священномученика Харалампия, и внезапно голова его повернулась назад лицом. Тогда народ, объятый ужасом, стал молить святого мученика отвратить Божий гнев. С ними просил и Лукий. По молитвам святого мученика Лукий и Лукиан были исцелены. Тогда и Лукий уверовал во Христа и крестился. Множество очевидцев также обратились к истинной Христовой вере, другие получали исцеления от недугов по молитвам священномученика Харалампия. Лукиан донес обо всем случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в Антиохии. Император приказал привести святого к нему. Воины вбили в тело мученика острый железный гвоздь, в бороду вплели веревку и, обмотав вокруг шеи, повлекли его к императору. Император, увидев святого, вонзил в грудь священномученика Харалампия три острых кола и приказал палить его на медленном огне. Но сила Божия укрепляла святого Харалампия, и он остался невредим. По молитве священномученика вновь стали совершаться чудеса. Святой изгнал диавола из человека и воскресил мертвого юношу. Сам император пришел в ужас, но вновь ожесточился и подверг святого Харалампия другим страшным мукам. Видя его терпение, дочь Септимия Севера Галина уверовала во Христа и стала убеждать в истинности христианской веры своего отца. Но император после новых истязаний осудил священномученика на смерть. «Благодарю Тебя, Господи, за милость Твою. Помяни меня во Царствии Твоем», — сказал святой, воззрев на небо, и после этих слов преставился — прежде, чем меч коснулся его (+ 10 февраля 202). Галина с честью погребла святое тело страдальца. Память священномученика Харалампия Церковь празднует в день его преставления. По новому стилю 23 февраля.


Икона святой мученицы Людмилыст.мц. Людмила

Святая мученица Людмила, княгиня чешская, была выдана замуж за чешского князя Боривоя. Супруги приняли святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года. Вратислав был женат на Драгомире, от нее имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил 18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в г. Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время, когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия. День памяти мученицы Людмилы совершается 29 сентября (по новому стилю).


св.блж. Матрона Московская Икона блаженной Матроны Московской

Матрёна Дмитриевна Никонова родилась в деревне Себино Кимовского района Тульской губернии 22 ноября 1881 года четвёртым ребёнком в малоимущей крестьянской семье. Слепая девочка росла удивительно добрым и чутким человеком — никогда не роптала на свою судьбу и всегда очень переживала за других людей. Уже с малолетства все стали замечать, что у Матроны есть дар предвидения. Её предсказания сбывались, а разговоры с ней приносили утешение и лад во всех делах. Матрона умела предсказывать не только судьбы отдельных людей, но государств, и даже всего мира: так, святая предсказала Февральскую революцию 1917 года и Вторую Мировую войну. К Матроне часто привозили безнадёжно больных. Она истово молилась за них, давала из своих рук воду, и те, проспав много часов кряду после молитвы Матроны, просыпались с силой, помогавшей им выздороветь. Про свой дар лечения говорила так: «Бог лечит. Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всём помогает». Блаженная Матрона, несмотря на слепоту, была удивительно прозорлива. Широко известен случай, когда помещик Яньков ослушался совета Матроны, посоветовавшей ему бросить всё нажитое имущество и бежать подальше от преследований красноармейцев. Солдаты РККА нашли Янькова и расстреляли, оставив сиротой его единственную дочь. Когда Матроне было 17, её нижнюю часть тела парализовало. Она стойко перенесла этот удар, сказав, что Бог таким образом проверяет её веру. После революции 1917 года Матрона Московская и её келейница Лидия Янькова, не желая обременять престарелых родителей, поехали в Москву, где за короткое время сменили огромное количество мест проживания. Чаще всего это были подвалы, закутки, коридоры и полуразрушенные строения. Советская милиция постоянно преследовала её за распространение религии, и Матрона с Лидией были вынуждены постоянно менять своё местопребывание. В 1942 году у Матроны Московской на 5 лет появляется собственный уголок в Староконюшенном переулке — её приютила набожная односельчанка. В одной из комнат, до потолка уставленной иконами и лампадками, Матрона Блаженная, Лидия и другие келейницы принимали посетителей, до 40 человек в день. Ночью Матрона истово молилась, оставляя себе на сон лишь несколько часов. В годы войны она открывала просившим судьбы ушедших на фронт и всегда молилась за здоровье и благополучие советских воинов. Говорят, ей удавалось увидеть то, что происходило за тысячи километров от Москвы, и всегда точно. 2 мая 1952 года Матрона скончалась, её останки погребли на Даниловском кладбище в Москве. В конце 90 — х останки Святой Матроны эксгумировали и перенесли в специальную раку на территорию женского Покровского монастыря. К иконе Матроны Московской обращаются с просьбой о поправлении здоровья, как духовного, так и физического, с молитвой об укреплении веры, с просьбой стать заступницей в мирских богоугодных делах. Память блаженной Матроны совершается 2 мая.


Икона святой блаженной Ксении Петербургскойсв.блж. Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но вскоре Андрей Федорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни. Этот неожиданный удар сильно поразил Ксению Григорьевну. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем. Определенного места жительства Ксения не имела. Чаще всего она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея. Странный костюм едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям смелость глумиться над блаженной. Ксения же все эти поношения сносила безропотно. Мало-помалу блаженной стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения всю свою жизнь проходила в красной кофте и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофте и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей копейки и тотчас же отдавала их таким же беднякам, как и сама она. Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. По ночам Ксения уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество. На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое. Над могилкой блаженной Ксении была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим. Память святой Ксении совершается 6 февраля.


Пр. Сергий РадонежскийИкона преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. По мере взросления особым усердием отрок стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. 7 октября 1337 года Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября). Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, к нему начали приводить больных. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Однажды во время литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на сражение. В помощь князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарами. За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Память преподобного Сергия Радонежского совершается 18 июля (обретение мощей), и 8 октября (преставление преподобного).


Икона Божьей Матери, именуемая «Всецарица»Икона Божией Матери Всецарица

Чудотворная икона «Всецарица» находится в Греции на Святой Горе Афон. Написана в 17 веке и явилась благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам. Сохранился рассказ приснопамятного старца об этой иконе. В 17 веке перед иконой Божьей Матери «Всецарица» появился странный человек, что-то невнятно бормоча. Вдруг лицо Богородицы блеснуло, и какая-то неведомая сила отбросила молодого человека на землю. Как только он пришел в себя, начал исповедоваться отцам в том, что он занимался магией и пришел в монастырь проверить свою силу на иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и остаться на Афоне. Так эта икона впервые явила свою чудотворную силу. Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. В 17 веке она была впервые списана греческим монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы — Все-госпожа, Все-повелительница — говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар и магии, Всецарица имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества. Празднование иконы совершается 31 августа (по новому стилю).


Казанская икона Божьей Матери

Велико для верующей России значение чудотворной Казанской иконы, которая пользуется в русских православных семьях беспримерным почитанием. Во имя этой иконы и для хранения ее воздвигнут в Санкт-Петербурге Казанский собор. В 1579 году после страшного пожара в Москве, уничтожившего половину Кремля и часть города, один стрелец собирался ставить на месте пожарища себе новый дом. Девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Богоматерь и приказала поведать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из пепелища Ее икону, указав место. Видение повторялось, но родители не верили девочке. 8 июля были начаты поиски иконы. Вскоре Матроной было найдено заветное сокровище. Лик иконы был свежий, точно икона была только что написана. Когда узнали о находке городские власти, архиепископом Казанским с духовенством был совершен крестный ход, и икона оказалась в приходской церкви Николы Тульского. Затем икону понесли в Благовещенский собор. По дороге свершилось чудо: прозрел Иосиф, который был слеп около трех лет. Затем в соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии было замечено, что от иконы исцелилось много людей, страдающих глазами. И в дальнейшем спасала Царица Небесная Свой народ — во время нашествия поляков в 1612 году,  во время командования Кутузова и на протяжении всей истории государства Российского. Память иконы Казанской Божьей Матери празднуется в день обретения ее и в день избавления Москвы от поляков . По новому стилю 21 июля и 4 ноября.


Икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»икона Божией Матери Неупиваемая Чаша

Эта икона явилась миру как неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечёт губительная страсть винопития. Явление образа произошло в 1878 году. Одержимый недугом пьянства крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат пропивал всё, что находил в своём доме, и практически дошёл до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него даже отнялись ноги, но пить он не переставал. Однажды этому человеку во сне явился светоносный старец, повелев идти в монастырь города Серпухова и отслужить перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен, после чего он будет исцелён от пагубного недуга. Без гроша в кармане, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец явился ему второй, третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно отправился в путь, преодолевать который ему пришлось на четвереньках. Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с названием Неупиваемая Чаша. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли это икона Богородицы, которая висит в проходе из храма в ризницу с изображением чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что, взглянув на икону преподобного Варлаама, ученика святителя Московского Алексия, недугующий крестьянин сразу же узнал того старца, который являлся ему во сне. Из Серпухова он возвратился вполне здоровым. Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша быстро распространилась не только в Серпухове, но и по всей России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили к чудотворной иконе с молитвами об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Богородицу за Её милость. Память иконы совершается 18 мая (по новому стилю).


Икона «Воскресение Христово»

В ряду подвижных Господних праздников Праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников Пасха Христова есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздников праздник и торжество торжеств. Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с вехозаветным праздником Пасхи, который так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо, оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи. Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь. Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос. Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: «Никто же да убоится смерти, — восклицает святой Иоанн Златоуст, — свободи бо нас Спасова смерть». Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это — поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.


Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром во время молитвы она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы — и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 года. Память иконы совершается 6 ноября (нов.ст.)


Икона Иоанна Крестителя

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. По милости Божией пророк Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… » Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Царь Ирод Антипа приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом. В день своего рождения Ирод устроил пир со множеством гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому опечалился от такой просьбы. Однако не нарушил данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).


Икона «Преображение Господне»

Чтобы поддержать веру в Своих учениках , когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою Божественную славу. Незадолго до Своих страданий Иисус Христос взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна и с ними взошел на высокую гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег и блистающими, как свет. В это время явились к Нему во славе небесной пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.  Необычайная радость при этом наполнила сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну — Тебе, одну — Моисею и одну — Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал им: «Встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых. Славное Преображение Господне празднуется 19 августа. В праздник Преображения приносятся в церковь и освящаются древесные плоды.


Рождество Пресвятой БогородицыИкона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как день всемирной радости. Родителями Пресвятой Девы были праведные Иоаким из рода пророка  Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала и молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим. Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Празднование Рождества Пресвятой Богородицы совершается 21 сентября (нов. ст.)


Икона великомученика и целителя Пантелеимона

Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился  в городе Никомидия в семье  язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула, воспитывавшая мальчика в христианской вере, рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284—305), который захотел оставить его придворным врачом. В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Из окна  святой Ермолай неоднократно видел  юношу и однажды позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал  о Сладчайшем Иисусе Христе. Однажды юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски. После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вскоре святой Пантолеон обратил к вере своего отца. Святой безмездно лечил всех обращавшихся к нему не столько медицинскими средствами, сколько призыванием благодати Господа Иисуса Христа. Завистливые врачи донесли об этом императору.  Ожесточенный Максимиан предал Пантолеона жесточайшим мукам. Господь явился ему во образе пресвитера Ермолая и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее.  Господь неоднократно являлся святому и укреплял его. В это же время  за веру были обезглавлены Ермолай, Ермипп и Ермократ. По повелению императора святого великомученика Пантолеона привели в цирк и бросили его на растерзание диким зверям, но звери лизали его ноги и старались коснуться руки святого.  Господь еще раз открылся святому во время казни, назвав его Пантелеимоном (что значит «многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон за его великое милосердие и сострадательность. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло  молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х века и подавали верующим исцеления. Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память святого совершается 9 августа.


Икона священномученика Иоанна Нового Сочавского

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным. Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле, капитан которого был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником. Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа. Святой тайно молился, призывая на помощь Господа. Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином. После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром  мученик снова предстал пред градоначальником со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову . Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами. Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви. Память святого совершается 15 июня.


Икона «Спаситель в терновом венце»

Икона «Спаситель в терновом венце» изображает Иисуса Христа в самый тяжелый момент Его земной жизни, когда в начале казни, перед распятием, римские воины надели Ему на голову терновый венец.
Этот образ появился в православном мире довольно поздно, только в XVII веке, и считается заимствованным из католической иконографии. 
Уже в XVIII, а тем более XIX столетиях этот сюжет широко распространился в иконописи как в Греции, так и в славянских православных странах, в том числе и в России. Изображение Спасителя на этой иконе восходит к каноническому образцу и полностью соответствует тем требованиям, которые выдвигаются церковью к иконописному образу Христа. Первоначально христиане изображали Спасителя только символически. Наиболее частыми Его символами были рыба, агнец (ягненок) и Добрый пастырь (пастух) с овцой на плечах. Во многом это связано с тем, что в Древней Иудее портретные изображения людей были под запретом.  О событии, ставшим сюжетом иконы, евангелисты сообщают следующее: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27: 27-31) .

Просмотры (5419)

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *