“Богородица Старорусская” 

 

Старорусская-икона-Божией-Матери

Старорусская икона Божией Матери

Празднование:
17 мая н.ст. (день принесения в Старую Руссу чудотворной копии в 1788 г) 
1 октября н.ст.(день возвращения  иконы в Старую Руссу в 1888 г.)   
___________

ИСТОРИЯ

По официальной версии Старорусская икона Божией Матери называется так, потому что долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя  еще в  первые времена христианства на Руси. Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленского мецеслова за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса). В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки» и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний храм в городе. Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородская (позднее — Тверская губерния). Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу.

В Старой Руссе икона находилась до XVII века. По преданию во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратиться, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули икону и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая (ст.стиль) 1788 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября (ст. стиль) 1888 года в Старую руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

В действительности устное предание и ряд исторических исследований разных авторов на данную тему содержат много загадок и противоречий. Существует несколько версий как относительно самого явления Старорусской иконы Божией Матери, так и пребывания ее в Тихвине и возвращении в Старую Руссу, а также по поводу различия иконографии подлинника чудотворной иконы (древнего образа), утерянного ныне, и ее чудотворного списка (ныне почитаемого образа), привезенного в 1768 году в Старую Руссу, и находящегося ныне в Георгиевской церкви города Старая Русса в левом киоте.

У пытливого читателя возникает закономерный вопрос: как же все было на самом деле, какие версии истории Старорусской иконы Божией Матери являются наиболее вероятными?
Наиболее полным на наш взгляд является историко-краеведческое исследование на эту тему, проведенное кандидатом исторических наук,фронтовиком И.Н. Вязиным. Вот что он пишет о Старорусской иконе Божией Матери в своей книге «Старая Русса в истории России»:

«1470г. Под ударами турок пала Византия. Устью Южного буга угрожали крымские татары, но их опередили … В греческий г.Ольвиополь вошли литовские отряды. Выйдя к Черному морю, пришельцы с гордостью рассказывали о своих северных завоеваниях до Западной Двины и Волги, включая Полоцк, Смоленск, Торопец. Говорили об отношениях с Новгородом и поддержке его в борьбе с Москвой. Не могли не упомянуть Приильменье, где неоднократно бывали их боевые дружины, и Русу, в коей на «кормлении» сиживали литовские князья. Не ведая своей судьбы, ольвиопольцы прониклись братской любовью к далекой Русе, принявшей христианство от их предков. Там оно утвердилось в самое короткое время по преданию, и держится непоколебимо по сообщениям бывавших там иноков. Ольвиопольцы знали, что главным храмом, под сенью которого живут рушане со времени крещения, является ц.Покрова Божией Матери. Уже более двух веков радушно и благосклонно привечает отшельниц Богородичный (Успенский) монастырь. Следы давних связей по великому пути «из варяг в греки» в городе сохраняются на века, так как стоит он на р.Полисть, а «полис» — по гречески — город. А тут еще пришло известие о недавнем бедствии — «Ужасный мор унес в Русе 28 священников, 1300 монахов и монахинь». И порешили тогда священнослужители с согласия сограждан направить братьям во Христе свое благословение, осененное почитаемой ими иконою. Так утверждается в Виленском месяцеслове за 1609 г. Но, несомненно, сказалось и желание спасти ее от возможного поругания неумолимыми иноверцами, угрожающими из Турции и Крыма. Немаловажным для литовцев было и стремление укрепить связи с Русой, где польско-литовский король Казимир по договору с Новгородом получил 10 варниц. По великому пути «из варяг в греки» святыню доставили в Русу и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний каменный храм в городе. Рушане постепенно проникались любовью к новому святому образу, продолжая считать покровительницей города церьковь Покрова Божией Матери, расположенную в стенах крепости.

1570 г. Жители Тихвина, охваченные ужасом страшной эпидемии, обратились с просьбой отпустить к ним Чудотворную икону, с появлением которой целых сто лет Русу обходили многие бедствия, обрушивающиеся на землю Новгородскую. Сердобольные рушане не смогли им отказать. На своих руках тихвинцы доставили икону по «русьскому пути» в Новгород и далее на Спасскую Полисть — Чудово — Грузино… Когда святыню доставили и крестным ходом обнесли вокруг исстрадавшегося города, мор совершенно прекратился. Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря. Шли годы, сами рушане не могли возвратить святыню: то мор и войны, то пожары и наводнения посещали город. А успокоившиеся тихвинцы ответили черной неблагодарностью на обращение вернуть икону. Даже пытались доказывать, что за давностью времени вопрос, мол, решается сам собой — «Старорусская Божия Матерь» должна оставаться у них. И так длилось двести лет! Наконец рушане решили сделать хотя бы копию. Первая написана не позднее XVII в. Однако рушане думали о более совершенной копии, больших размеров.

1788 г. Староста Воскресенского собора Илья Петрович Красильников на свое иждивение нанял в Тихвине иконописцев. А затем организовал и транспортировку, что было чрезвычайно нелегким делом. 4 мая далеко за городом встретили рушане крестным ходом копию чудотворной иконы и , приняв на руки, несли ее под колокольный перезвон до Воскресенского собора. И был этот день великим праздником для них и стал таковым в будущем. Образ Богородицы установили у правого клироса на второй колонне от западной стены. Позднее украсили сребропозлаженой ризой, унизали жемчугом и самоцветными камнями. Широкой волной полилась народная молитва перед святыней. И много милостей излилось на страждущие души.

1805 г. Август. К архимандриту Тихвинского монастыря о. Герасиму была отправлена делегация с просьбой о возвращении иконы. Обращение подписали: настоятель Спасо-Преображенской обители о. Евгений и митрополит Новгородский о. Амвросий. Однако рушанам было отказано под предлогом «возможного возмущения тихвинцев». Поддерживаемая Новгородом, Старая Русса повторила запрос в следующем году, но опять безрезультатно. Послание нового архимандрита Спаса-Преображения о. Моисея также осталось без ответа.

1830 г. 22 октября рушане написали непосредственно государю. Но эпидемия холеры, а затем восстание военных поселян не содействовали решению вопроса.

1848г. Июнь. Новая вспышка холеры, к счастью быстро локализованная, чрезвычайно заострила вопрос. Горожане обратились к оберпрокурору Святейшего Синода с просьбой о содействии. Обязались снять для тихвинцев копию и украсить ее ризой и подобными же драгоценностями. Но все напрасно, — появлялись новые, независящие от рушан препятствия. Разразилась Крымская война, эпидемии. Резкие перемены, связанные с отменой крепостного права. Покушение на Александра II … Так и жили благочестивые рушане, поклоняясь копии и в заветном ожидании. Некоторые ездили в Тихвин поклониться самому чудотворному образу.

1888г. В начале марта рушане через митрополита Новгородского о. Исидора послали очередное челобитье, сотавленное архимандритом Спасо-Преображенского монастыря о. Мардарием, в Святейший Синод с просьбой о возвращении иконы по-христиански отпущенной в 1570 г. в связи с разразившейся там эпидемией. Довольно подробно излагалась история дела. И только теперь пламенное желание исполнилось. Помог августейший главнокомандующий войсками Петербургского военного округа Владимир Александрович. Двадцать три года прошло с тех пор, как он лечился на минеральных водах Старой Руссы с братом Алексеем. Он не мог отказать в содействии делегации гостеприимного древнего города. 29 марта просьба рушан была уважена. Святейший Синод дал согласие возвратить икону, а император утвердил решение.

Деятельно готовились горожане к переносу святыни. По добровольной подписке собрали большую по тому времени сумму — 14500 рублей серебром, чтобы написать точную копию, украсить ее и оставить в Тихвине вместо древней иконы. Через городскую голову Василия Ефимовича Быкова, о. Мардария передали всю сумму митрополиту Новгородскому о. Исидору для выполнения.

24 августа около ста человек прибыли на вокзал железной дороги. Это были церковнослужители, певчие Духовской церкви, гражданские лица, не считая полуроты солдат 86-го пехотного Вильманстрандского полка под командой офицеров. Перед отправкой специального поезда священник Духовской церкви Иоанн Добромыслов в присутствии множества рушан отслужил молебен и сказал напутственные слова…».
_____________

Далее приводится материал из публикаций 1894 г. старорусского мещанина П.А. Белянинова:

На ст. Чудово вышли из вагонов, свели лошадей небольшого обоза сопровождения, выгрузили имущество. Дальше двинулись пешком по «аракчеевской» дороге. Не дошли каких-то трех верст до Волхова, как стал накрапывать, постепенно усиливаясь, уже привычный тем летом дождь. Часа полтора ждали возвращения парома. В Грузино прибыли в 8 часов вечера, остановились на ночлег.

25 августа прошли 47 верст, останавливаясь на обед у Оскуйской церкви. На другой день отмерили 36 верст с отдыхом у церквей в Ругуе и Липино.

27 августа с горы увидели Тихвин. Под любопытными взорами житилей дошли до мужского монастыря. Конец маршрута! Помолившись, вошли за ограду и в храм Тихвинской Божией Матери. На левой стороне увидели свою святыню, пали на колени с умилением и слезами взывая: «Пресвятая Богородица, спаси нас и сподоби недостойных поднять и нести в город Пречистый образ твой». Затем помолились святыне Тихвина.

28 августа. В воскресенье после поздней литургии (обедни) тихвинцы с иконой Старорусской Божией Матери открыли кресный ход. Когда выносили из храма, поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел. Затем прошли по некоторым улицам и по возвращении поставили образ на прежнее место. В течение двух последущих дней из Старой Руссы приехало немало купечества и именитых граждан во главе с городским головой Клейнмихелем.

31 августа ранним утром над Тихвином раздался звонкий колокольный благовест, призывающий к литургии. После обедни состоялся молебен, который закончился трогательной речью местного архимандрита: «…Да потечет рекою благодать Божия от Тихвина до Новгорода и от Новгорода до Старой Руссы!» Подозвав Клейнмихеля, архимандрит благословил его освященною просфорою и молвил: «Вручаю вам святую чудотворную икону». Затем обратился ко всем прибывшим: «Благословляю вас, граждане Старой Руссы, на поднятие Пречистого образа Старорусской Божией Матери». Тихвинцы прощались со слезами на глазах, попросили пронести уже давно ставший и для них дорогим образ. Некоторые провожали пять, а другие все десять верст. «Когда местные удалились, с великой радостью, — писал Петр Белянинов, — понесли мы святыню под пение певчих нашей Духовской церкви и любителей. Шли легко, словно летели, а над нами «Богородице прилежно ныне притцем…», «Пресвятая Богородица спаси нас» и прочие стихиры… И так 18 дней, из них 16 в пути среди несмолкаемого торжества. Крестными ходами повсеместно встречали и провожали святыню.
За несколько верст до Липино увидели массу народа во главе с местными священниками. Люди подходили под икону, помогали нести. В Липинской церкви прослушали всенощную и, оставив охрану, разошлись на ночлег.

1 сентября. Архимандрит о. Мардарий отслужил обедню и напутственный молебен. Двинулись дальше, сопровождаемые мелким дождиком. Но вскоре небо прояснилось, даже стало жарко. Пройдя половину дороги, устроили привал. Вместе с сопровождающими обедали около тысячи человек. Народ стекался со всех сторон. К вечеру подул холодный ветер, небо омрачилось, снова пошел дождь. Однако на подходе к Ругуйской церкви встретили крестный ход. Село было украшено флагами, дорога усыпана зеленью и цветами. Двери храма оказались узкими, священный образ пришлось поставить под охраной в ограде, укрыв клеенкой. Прослушали всенощную и разошлись на ночлег.

2 сентября. Напутственный молебен и благословение о. Мардария. Пять верст в сопровождении крестного хода. И снова дождь, да еще со снегом. Как толькл немного прояснилось, устроили привал. Обед, горячий чай и — вперед, с пением стихирей. Не успели встретить крестный ход, опять полил дождь. Но впереди уже была д. Кукуй. Икону поставили под шатер у часовни. После молебна разошлись по домам. Следующий день отличался от предыдущих тем, что шли без дождя по песчаной дороге им утрамбованной. Со встречным крестным ходом вошли в с. Оскуй. Народу было столь много, что солдатам пришлось стоять шпалерами до церкви. Молебен, всенощная, ночлег.

4 сентября. Встречающих все больше и больше. Крестный ход из Грузино. В самом селе шпалерами выстроились солдаты 88 пехотного Петровского полка, его духовой оркестр играл «Коль славен наш Господь в Сионе». Музыка, пение, торжественный колокольный звон сливались в одно целое. Икону внесли в собор. Молебен, всенощная до 10 вечера.

5 сентября. Ранний молебен, литургия и в 9 часов о. Мардарий благословил на подьем иконы. Местные жители несли до парома. Шпалерами стояли солдаты 88 полка, отдавая должную честь. На другом берегу Волхова тоже немало народа. С крестным ходом из Чудова дошли до поселка. Флаги даже на колокольне. С занесением иконы в церковь — молебен, благовест, всенощная до 9 вечера. Ночлег. На следующий день ночевали в Спасской Полисти, 7 сентября — в Подберезье.

8 сентября. На пути под икону подводили душевно больных («бесноватых») женщин до двенадцати раз, применяя и силу. Тем, кто «приходил в себя», разрешали приложиться к святому образу и нести его. Поприветствовав встречный крестный ход, подберезцы вернулись. В с. Подъельском близ церкви уже было много прибывших из Новгорода и Старой Руссы. Молебен, всенощная, ночлег. Немало больных в удовлетворительном состоянии по их просьбе с родными отпустили домой.
9 сентября. Испытали особый подьем, увидев купола Хутынского и Антониевского монастырей. Недоходя версты четыре встретили крестный ход во главе с о. Владимиром, епископом Старорусским, и тремя архимандритами Новгорода с духовенством. С ними были губернатор Мосолов, вице-губернатор Морголи, старорусский голова Клейнмихель, члены городской управы Носухин, Худяков, Кузнецов. У Свято-Духовской обители стояло много монахов и монахинь, а далее шпалерами — солдаты 85-го пехотного Выборгского полка до самого кремля. Военный духовой оркестр исполнял «Коль славен…». С колоколен звучал перезвон. Через площадь, запруженную народом, икону внесли в храм святой Софии. Пред нею зажгли три громадных подсвечника и сотни свечей. В 6 часов вечера благовест, всенощная до 10 часов. Ночлег. На следующий день литургия до часу дня. Служил о. Владимир. Затем крестный ход по Софийской стороне. В 6 часов вечера всенощная. Ночлег. В воскресенье тот же распорядок с крестным ходом по Торговой стороне.

12 сентября с раннего утра до 9 часов шло служение молебнов перед образом Старорусской Божией Матери, затем литургия, и во втором часу дня двинулись в путь по Чудинской улице. Провожало все городское и губернское начальство. За валом епископ о. Владимир отслужил молебен, но немало новгородцев провожали еще несколько верст. На пол пути встретили крестный ход из Клопского монастыря. Обед. Затем до д. Борки. Для иконы специальный шатер около часовни. Ночлег.

13 сентября. Переход был намечен до Шимска напрямую, но по просьбе крестьян с. Голино зашли к ним на побережье Ильменя. В здешней церкви отслужили всенощную и заночевали.

14 сентября. По старой «доаракчеевской» дороге дошли до Шимска. Как и все встречаемые на пути, деревня украшена зеленью и поздними цветами. Отслужили молебен. На пароме переправились в несколько приемов, не считая того, что немало переехало на лодках и по железнодорожному мосту в вагонах. По ту сторону Шелони встретила, отдавая честь, рота солдат родного 86 Вильманстрндского полка под командой капитана Щербакова. За деревней Ручьи навстречу двигался крестный ход из Подгощской церкви. С ними дошли до села, остановились, отслужили молебен. Обед, чай. Далее через дд. Сущево, Коломо на Горцы. Торжественное шествие с крестом и хоругвями из местной церкви. Как только миновали Большую Витонь, увидели крестный ход из Коростынской церкви. Запаздывали, как-никак прошли до тридцати верст. Но вот и древнее богатое село, царский Путевой дворей на берегу Ильменя. Икону внесли в церковь. Всенощная закончилась в 9 часов вечера. Ночлег.

15 сентября. Самый малый переход — до села Буреги. Молебен, всенощная, отдых. На другой день прошли тоже всего 18 верст, сказывалась усталость. Остановились на обед и отдых в с. Нагово. Вдали уже виднелась родная Русса.

17 сентября, суббота. В пять утра отворили храм, вынесли икону, приготовились к движению, когда подошел крестный ход из всех церквей Старой Руссы. В Дубовицах встречали: епископ о. Владимир, вице-губернатор Морголи, предводитель старорусского дворянства князь Васильчиков, голова Клейнмихель, гласные Думы и земской Управы, все купечество, ремесленный голова Грачев и старшины цехов со значками. А всего не менее двадцати тысяч человек. До центральной площади шпалерами стояли Вильманстрндцы.

Величественная икона, по воспоминаниям современников, как бы парила над многотысячной толпой. Колокольный трезвон плыл над городом. Чудное пение церковных хоров и звуки военного оркестра игравшего «Коль славен…», дополняли чарующую картину. На пути — зелень, поздние цветы. На стенах домов флаги, гирлянды. На торжественно украшенной площади икону поставили на особое возвышение против ц. Александра Невского. Отец Владимир с архимандритом о. Мардарием и другими отслужили молебен. По Крестецкой и Троицкой улицам с крестом и хоругвями прошествовали до Спасо-Преображенского монастыря, поставили святой образ Старорусской Божией Матери на место, которое она занимала более трехсот лет назад! Со всех колоколен продолжал литься торжественный звон, духовой оркестр играл с небольшими перерывами. До тысячи приезжих богомольцев обедали и ужинали за столами, накрытыми на берегу Полисти недалеко от древнего храма.

Подлинная икона Богородицы вернулась их Тихвина. Но тут оказалось, что святые лики расположены на ней иначе, чем на старых копиях, находящихся в ц. Владимирской и Воскресенском соборе. В них чудный лик Богоматери смотрит с кротостью на каждого подходящего к Ее образу. На левой руке покоится Божественный Младенец Христос. Он отвернулся от Пресвятой Девы, вся фигура выражает как бы стремление прочь от Матери. Правою рукою Спаситель благословляет, а левой держит свиток. Правая ножка подвернута под левую, так что видна стопа ее. В доставленной же только что из Тихвина Младенец на левой руке Богоматери, но взор обращен к Пречистой Деве… Несказанно удивило рушан такое различие в написании икон, не знали, как и обьяснить это. Загадка так и осталась неразрешенной…
_____________

Сведения из других источников:

Были сделаны фотографии с иконы. Икону Старорусской Божией Матери установили в Спасо-Преображенском монастыре. Специально для иконы построили храм Старорусской иконы Божией Матери в день 700-летия, в 1892 году. Освещать храм и икону приехал сам отец Иоанн Кронштадтский.

Храм Чудотворной иконы Старорусской Божией матери. Построением этой церкви в 1892 году закончился храмовый ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

В 1888 году вернулась чудотворная икона Старорусской Божией матери в свой родной город, и благодарные рушане сразу начали возводить для нее храм. Это был самый богатый храм города по своему убранству и наличию икон. Снаружи он имел вид продолговатого четырехугольника с восточным полукружием – алтарем. На середине возвышался купол, увенчанный главкою и крестом; над главным алтарем и над папертью – небольшие главки с яблоками и крестами. Кресты железные, сквозные вызолоченные червонным золотом. Крыша покрыта листовым крашенным медянкой железом. Стены храма снаружи украшены пилястрами, поясками и карнизом. Храм имел четыре входа; главный – с Александровской улицы (Володарского). Купол храма покоился на четырех столбах, соединенных со стенами арками, которые разделяли всю площадь церкви на девять четырехугольных отделений. Из них три западные и три средние – место для молящихся, а три восточные занимала солея – возвышенная часть. Алтарная часть солеи имела три отделения: в среднем и большом – главный алтарь, в северном – жертвенник, в южном – придельный алтарь. В храме было 43 окна. Престолов два: главный в честь Чудотворной иконы Старорусской Божией матери и придельный честь святого благоверного князя Владимира.
В главном алтаре одежда на престоле была среброзлащенная, высокой художественной работы. Чистого серебра в ней 117 фунтов (примерно 47 кг).
В главном алтаре перед жертвенником, на стене, – икона Старорусской Божией матери древнего письма. Ее размеры: высота 2 аршина, 2 вершка, ширина 1 аршин 11 вершков (1 аршин – 71 см, 1 вершок – 4,2 см).

В настоящее время здание храма занимает детская спортивная школа. У рушан сохраняется надежда на восстановление храма Старорусской Божией Матери.

ДРЕВНИЙ И НЫНЕ ПОЧИТАЕМЫЙ ОБРАЗЫ, РАЗЛИЧИЯ В ИКОНОГРАФИИ:
____________

Древний чудотворный образ (поновленный, то есть переписанный)

Древний образ (поновленный иконописцами-тихвинцами и возвращенный из Тихвина в Старую Руссу в 1888 году) имеет весьма существенное сходство с Тихвинской иконой Божией Матери. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца — она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры — 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.
Храмовая роспись в Георгиевской церкви Старой Руссы свидетельствует явным образом о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это – священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских.
На храмовой росписи изображен именно возвращенный древний образ Старорусской иконы, поновлённый тихвинцами.

В настоящее время в интернете (например на сайте Википедия) Старорусскую икону Божией Матери отождествляют с иконой Божией Матери Умиление (Старорусская). Последняя – очень древняя (начала XIII века) находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург) и происходит также из Старой Руссы (приобретена в конце XIX века Д. С. Большаковым), но судя по отличающейся иконографии к Древнему образу Старорусской иконы Божией Матери отношения не имеет. Отличается она от оригинала Старорусской иконы Божией Матери и размерами (100 см х 81 см), в то время как оригинал и чудотворный список нашей иконы обладают внушительными размерами (278 см х 202 см) – самый большой иконописный образ Боогородицы. Предание связывает икону Умиление Старорусская с константинопольской Влахернской церковью. Оно возникло под влиянием изображения на иконе ризы Богородицы – главной реликвии Влахернской базилики. На Старорусском «Умилении», как и на «малом» «Умилении» из Успенского собора Московского Кремля, эта реликвия изображена в виде пурпурного плата-убруса, наброшенного на голову Богородицы. Красочный слой Старорусского Умиления плохо сохранился. Из-за этого невозможно установить, покрыт ли на ней плат тем же узором, что на кремлёвском «Умилении».

Поза Богомладенца и помещение его главы на уровне головы Девы Марии также соответствует древнейшим византийским иконописным изображениям Богородицы. Предполагается, что, эта икона происходит из мастерских новгородского Десятинного Богородичного монастыря, в котором мастерами культивировались традиции Влахерн.
___________

Ныне почитаемый чудотворный образ (Взыграние Младенца)

Как уже указано выше, ещё в 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы. 4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор. При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе. На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено — свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.
Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали с неё копию. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.
По описанию Тихвинского архимандрита Герасима в 1806 году на иконе были: венцы на Богоматери и Предвечном Младенце серебряные, позолоченные, весом 16 фунтов. Убрус на Богоматери сделан из крупного и на половину китайского жемчуга. Из драгоценных камней: топазов белых 10, гранат 7, бирюзы 4, цветной бирюзы 4, жемчугу 144 золотника и множество мелких камней: аквамаринов, топазов, страз и прочьего.
В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей. Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны. Вторая икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была передана в открывшийся в городе храм. В 1943 году, при эвакуации из города гражданского населения, она была вывезена в г. Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации. После освобождения, в 1946 году, икона была возвращена в Старую Руссу и находится в церкви Святого Георгия в киоте в левом нефе. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.
___________

Историческая справка

Во время Великой Отечественной войны, с 9 августа 1941 года по 18 февраля 1944 года Старая Русса была оккупирована немецкими войсками.
В августе 1941 г., когда немцы вошли в Старую Руссу, то обе Старорусские иконы ими были взяты на учет. И это было не просто так. Ведь с началом Второй мировой войны в нацистской Германии был создан ряд специальных организаций для выявления и изъятия культурных ценностей на захваченных территориях.
Среди них Аппарат генерального посредника для учёта немецких культурных ценностей на присоединённых восточных территориях («Генеральное посредничество «Восток»»), находившийся в ведении Гиммлера и батальон особого назначения под командованием штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, штаб рейхсляйтера Розенберга, и учреждённый им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.
Вот эти «спецы», войдя в захваченную Старую Руссу, стали разбираться с найденными в Краеведческом музее, культурными и художественными ценностями.
В итоге копия (список) 1787 г. Старорусской иконы Божией Матери была ими передана в вновь открытый Воскресенский собор, а оригинал иконы в вместе с другими ценностями Старорусского краеведческого музея в сопровождении директора музея был вывезен немцами поездом в Германию.
Больше директор музея в г. Старую Русса не возвращался. Поэтому, возможно, Старорусскую икону Божией Матери надо искать в Германии, если она не погибла при транспортировке или в ходе боев 1944-45 годов что происходили на территории Германии. (Есть также версия, что при отправке фашистами награбленных ценностей в Германию, оригинал иконы был отбит партизанами и возможно где-то спрятан на территории Новгородской или Псковской областей, но это место до сих пор никому неизвестно).
При отступлении немецких войск со Старой Руссы в 1943 году и копия Старорусской иконы была ими вывезена в г.Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации.
После освобождения города в 1946 году, чтимый список чудотворной иконы Божией Матери был возвращен в Старую Руссу, и с тех пор находится в церкви святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, в киоте в левом нефе.
____________

Все списки и копии, сделанные с древнего образа Старорусской иконы Божией Матери, возращенной в Старую Руссу в 1888 году, являются более поздними (19 – начало 20 века), что косвенно свидетельствует и подтверждает письменные и устные рассказы очевидцев возвращения о том, что древний образ действительно был возращен в Старую Руссу в поновленном виде.

17 мая и 1 октября (по новому стилю) в храме Святого Георгия в Старой Руссе служатся две Божественные Литургии — ранняя и поздняя, совершается водосвятный молебен на площади церковного двора. После поздней Литургии проходит крестный ход прихожан храма и гостей города. Все торжество совершается под величественный и бархатный звон старорусских колоколов.
_____________

автор статьи Наталья Лешукова

Акафист перед иконой Божией Матери Старорусская
Приглашение на поклонение Чудотворной иконе Божией Матери Старорусской

Государики рушане,
Собирайтесь все сюда!
Собирайтеся, крестьяне!
Собирайтесь, господа!

Собирайтесь во обитель,
К Богородице во двор,
Посмотрите, подивитесь,
Устремите светлый взор!

Уж не чудо ли создалось
От Владычицы у нас?
И что было, и что стало
Всё на наших на глазах.

Наша древняя старушка
Молодицей уж глядит
И, как новая избушка,
Веселехонька стоит.

Запись новгородских фольклористов

Сказание о Старорусской иконе Божией Матери

Просмотры (65)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Архив