Святой равноапостольный великий князь Владимир. Креститель Руси

Святой равноапостольный великий князь Владимир

Язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь. Князь-завоеватель, обративший Русь к Православной вере.

Чуть более тысячи лет назад по его инициативе произошло величайшее событие – Крещение Руси.

28 июля – день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этот же день с недавних пор отмечается праздник провозглашения Христианства в качестве государственной религии в 988 году — День крещения Руси.

Князь Владимир I Святославич (ок. 960-1015) — внук великой княгини Ольги и сын великого князя Святослава Игоревича жил и правил на рубеже X-XI веков. C 970 года он княжил в Новогороде; с 978 и до смерти в 1015 году — в Киеве, столице Киевской Руси.

Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга

Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (ок. 890 — 11 июля 969), во святом крещении Елена, правившая Киевской Русью после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича, с 945 до 962 года, первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси.

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу, во многом благодаря святой княгине христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиане были в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение.

«Мы не знали, на небе ли мы или на земле, и не можем позабыть этой красоты. Знаем только одно, что там поистине пребывает Бог» 

Князь Владимир имел возможность выбора, он приглашал к себе представителей разных религиозных традиций, направлял послов в разные страны и, в конце концов, сделал совершенно сознательный выбор в пользу православного христианства.

После возвращения посланцев из Константинополя и их рассказа о Божественной литургии, совершавшейся благолепно и торжественно в Константинопольском храме Святой Софии: «Мы не знали были мы на небе или на земле, такой красоты на земле мы больше нигде и никогда не видели», выбор князя пал не в пользу той или иной философской или теологической традиции, а в пользу Православия – Правомыслия. Для русского человека «правильно славить Бога» было синонимом «правильно мыслить о Боге». Духовно-эстетическая составляющая была важна.

С одной стороны здесь налицо некий политический выбор – это и выбор будущего своей страны, это и выбор, связанный с династией, с престолонаследием.

Но, в тоже время, это и очень глубокое личное обращение – для Церкви это имеет решающее значение. А то, что Церковь назвала его равноапостольным связано именно с тем, что он не просто для себя принял Христианскую веру, но что он открыл свет веры миллионам людей.

Крещение Руси

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира  всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Икона Крещения Руси

Икона Крещения Руси

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Это событие предопределило всю последующую историю наших народов.

Даже XX век с его богоборчеством, с его восстанием против Бога и против Церкви не сумел перечеркнуть плоды того события, которое произошло более 1000 лет назад, потому что в наш, тогда еще единый народ, был заложен некий, как сейчас говорят, генетический код, который срабатывал всякий раз, когда, например, стране угрожала опасность, в том числе и когда опасность угрожала не только военная, но и цивилизационная. И даже в годы безбожия, когда в течение семидесяти лет навязывался атеизм, вера все-таки продолжала жить, а культура в значительной степени продолжала оставаться носительницей того благовестия, которое началось на наших землях с Крещения Руси.

Промыслу Божию было угодно, чтобы Русь была крещена именно в Православную веру.

Фрагмент картины «Крещение Руси», В.М. Васнецов, 1890 г.

Фрагмент картины «Крещение Руси», В.М. Васнецов, 1890 г.

«Я был зверь, а стал человек»

Приняв святое Крещение, жизнь князя в корне изменилась. Владимир глубоко скорбел о прежней нечистой жизни и говорил: «Господи! Был я как зверь, жил я по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!» И это были не красивые слова, а искренняя исповедь одного из первых русских христиан. До этого он убил родного брата, устраивал человеческие жертвоприношения и имел несколько сотен наложниц.

Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве «Крещение князя Владимира», В.М. Васнецов, 1895—96 гг

Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве «Крещение князя Владимира», В.М. Васнецов, 1895—96 гг.

Преображение князя Владимира стало началом преображения всего народа его примеру последовали многие поколения людей с того времени до наших дней.

Владимир-христианин заботился о внутреннем благоденствии своих владений, которые  прежде распространял мечом. Он не поднимал оружия на соседей, но старался жить с ними мирно. Всех своих прежних жен и наложниц он отпустил, сочетавшись христианским браком с царевной Анной.

Служение милосердия

Усвоив заветы Христовы, князь ревностно воплощал их в жизнь. Владимир проявлял заботу о бедных, больных и обездоленных. На княжеский двор отныне был открыт доступ всем бедным и нуждающимся. Владимир щедро раздавал людям еду, одежду, деньги. Он выкупал из кабалы должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные нищие не в силах приходить к нему за помощью, он приказал развозить по улицам Киева мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. Зная обо всем этом, нетрудно понять, почему он получил прозвище Владимир Красно Солнышко. Никогда еще люди на Руси не видали в князьях такой любви к своему народу. Потому и отвечали ему такой же искренней любовью, увековечив его имя этим добрым прозванием.

Владимир Красное Солнышко

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого князя. По воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, пелись былинные и духовные стихи.

По существу при нем на Руси было положено начало системы благотворительности, которую инициировал и поддерживал сам великий князь.

Со многими привычными страстями прошлой языческой жизни, он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним. Владимир учился христианству вместе со своим народом.

Почитание

Народное почитание князя Владимира как святого началось уже с XI века. Люди прозвали его Владимир Святой, Владимир Креститель, а ласково — Владимир Красное Солнышко (такое прозвище никогда бы народ не придумал, если бы князя Владимира не любили за его доброту, за его духовную красоту и за его духовную щедрость, а все это к нему пришло благодаря крещению). Однако официально его канонизировали позже, первые достоверные сведения об этом относятся только к XIV веку.

И сегодня, 10 веков спустя, мы вспоминаем князя Владимира – это свидетельствует о том, что наследие святого князя живо, как его почитали тогда, так и почитают теперь, и мы все являемся его духовными наследниками.

Просвещение, образование и культура

Через богослужение наши предки прежде всего приобщались к Православной вере, приобщались к Богу, а также и к культуре, потому что Церковь на протяжении очень многих веков, вплоть до начала нового и новейшего времени, аккумулировала в себе все культурные богатства, которыми она щедро делилась с народом.

Князь Владимир как бесценный дар подарил Православное Христианство русскому народу. Вместе с византийскими иерархами и священниками пришло на Русь благолепное пение и богослужение, причем на понятном славянском языке, пришла та традиция церковной архитектуры, которая затем приобрела свои характерные национальные черты, и традиция византийского иконописания, которая впоследствии в творчестве выдающихся иконописцев, таких как Андрей Рублев, приобрела очень ярко выраженные русские черты.

Приняв крещение, Владимир сделался ревностным христианином, строил церкви, ставив их по тем местам, где недавно стояли кумиры языческие и приносились кровавые жертвы; рассылал священников и проповедников по городам и селам.

Владимир устроил на Руси первые школы, брал в них детей лучших граждан.

Богослужение на понятном языке содействовало успешному распространению христианства и более углубленному пониманию Слова Божия, формированию принципов святости, духовности как общенародных ценностей.

Князь Владимир подарил нам небо на земле

Подарил возможность строить храмы, участвовать в богослужении, подарил ту красоту, которую его послы увидели в Константинополе, и в этом заслуга князя Владимира не только перед Церковью, в этом заслуга перед всей нашей страной, перед всем народом, перед каждым представителем нашего народа. Мы получили в наследство тот христианский фундамент, на котором выросла вся наша культура.

Памятник Владимиру Великому (Киев)

Памятник Владимиру Великому (Киев) старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Один из неофициальных символов города. Высится на крутом берегу Днепра в парке Владимирская горка. Скульпторы и архитекторы Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы)

Личность, канонизированная Церковью, — образец какой-либо христианской добродетели и победы над грехом. Князь Владимир явил яркий пример того, как святой смог изменить не только свою душу, но и свое время, и свою страну. Тем самым проявив значение праведников, святых не только для внутрицерковной жизни, но для судьбы целой страны и всего народа.

Святой равноапостольный великий князь Владимир

 Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.

Князь-Владимирский собор

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге, ул. Блохина, д.26, архитектор Антонио Ринальди, годы постройки: 1766—1789 гг.

 

В подготовке заметки использованы материалы
журнала «Фома»
радио «Вера»
передачи «Церковь и мир» телеканала «Вести-24»

Просмотры (1170)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *