Удивительный святой XX века

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

Святитель Иоанн в своей келье в Сан-Франциско2 июля — день памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, великого подвижника и праведника XX века, которому довелось послужить Богу и людям в России и в Америке, в Сербии и в Китае, во Франции и даже на далеком филиппинском острове Тубабао.

«Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя — есть чудо аскетической стойкости и строгости», — говорил о святителе Иоанне Шанхайском митрополит Антоний (Храповицкий), рукоположивший его в епископы.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец

Будущий святитель, в миру Михаил Борисович Максимович, родился 4/17 июня 1896 году на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. В 1914 году Михаил окончил Полтавский Кадетский Корпус и поступил в Харьковский Императорский Университет на юридический факультет. После революции семья Максимовичей эмигрировала в Белград. Там Михаил стал учиться на богословском факультете университета, зарабатывая на учебу и жизнь продажей газет. По его окончании служил в русской Троицкой церкви и преподавал в духовной семинарии. В 1926 году Михаил был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь своего предка святителя Иоанна (Максимовича) Тобольского. Спустя три года он стал иеромонахом. А ещё через пять лет был возведён в сан епископа и получил назначение на кафедру в Шанхай, где проживало множество русских эмигрантов.

Владыка Иоанн в своем кабинете, Шанхай

Владыка Иоанн в своем кабинете, Шанхай

В Китае владыка Иоанн занялся благотворительностью. Он начал с того, что принял участие в строительстве православного собора в честь иконы Богоматери «Споручницы грешных». Владыка помогал своей русской пастве налаживать жизнь, хлопотал о строительстве больниц и новых храмов.

Собор в честь иконы Божией Матери Споручница грешных, где служил святитель Иоанн, Шанхай, 1949 г.

Собор в честь иконы Божией Матери Споручница грешных, где служил святитель Иоанн, Шанхай, 1949 г.

В Китае владыка Иоанн служил до конца 40-х годов, опекая не только свою русскоязычную паству, но и заботясь о сиротах, заключенных и больных – он сам искал беспризорных детей в шанхайских трущобах и организовал для них приют, постоянно посещал тюрьмы и больницы.

Владыка Иоанн среди детей из приюта святителя Тихона Задонского, Шанхай

Владыка Иоанн среди детей из приюта святителя Тихона Задонского, Шанхай

М.А. Шахматова, трудившаяся в приюте, вспоминала: «Однажды во время войны нищета приюта достигла таких пределов,что кормить детей было в прямом смысле нечем, а бывало их в приюте, как минимум, девяносто человек. Наш персонал негодовал, потому что архиепископ Иоанн продолжал приводить новых детей, некоторые из которых имели родителей, и, следовательно, мы были вынуждены кормить еще и чьих-то детей. Однажды вечером, когда он пришел к нам — изнуренный, обессиленный, замерзший и молчаливый, я не смогла сдержаться и высказала ему все, что было на душе… Я потеряла контроль над собой и в негодовании повысила голос… Он грустно посмотрел на меня и спросил: «В чем вы больше всего нуждаетесь?» Я ответила сразу же: «Во всем, на худой конец — в овсянке. Мне нечем кормить детей утром». Владыка посмотрел на Марию Александровну печально, поднялся к себе, и она услышала, как он усердно молится и бьет земные поклоны так, что это было даже слышно из-за двери. Утром в дверь приюта позвонили — на пороге стоял незнакомый господин, на вид англичанин. Этот господин сообщил, что он представитель зерновой компании,которая решила пожертвовать лишние запасы овсянки детям — и в приют начали вносить мешки с зерном.

Дети из приюта святителя Тихона Задонского в Шанхае

Дети из приюта святителя Тихона Задонского в Шанхае

Свидетельство Лидии Лью о святителе Иоанне: «Владыка дважды приезжал в Гонконг. Это кажется странным, но я, не зная владыку, написала ему письмо с просьбой о помощи одной вдове с детьми, а также спрашивала его о некоторых личных духовных проблемах, но ответа я не получила. Прошел год. Владыка приехал в Гонконг, и я была в толпе, которая встречала его в храме. Владыка обернулся ко мне и сказал: «Вы та, кто написал мне письмо!» Я была поражена, так как владыка никогда до этого меня не видел. Когда пропели молебен, владыка,стоя у аналоя, стал читать проповедь. Я стояла рядом с матерью, и мы обе видели свет, окружавший владыку и идущий вниз к аналою,  — сияние это было толщиной в фут».

После прихода к власти коммунистов владыка был вынужден вместе со своей паствой отправиться в лагерь для беженцев на одном из филиппинских островов.

Святитель Иоанн с прихожанами перед входом в палаточный храм на острове Тубабао

Святитель Иоанн с прихожанами перед входом в палаточный храм на острове Тубабао

В 1949 году там проживало примерно пять тысяч русских, приехавших из Китая. С беженцами находился и владыка. Остров находился на пути сезонных тайфунов, но на 27 месяцев он был огражден от страшных бурь молитвою святого. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед природными катаклизмами, те ответили, что не боятся бедствий, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь наконец эвакуировали, страшный тайфун обрушился на остров и уничтожил все строения.

Владыка Иоанн все-таки сделал невозможное. В Вашингтоне он добился того, что в американские законы были внесены поправки, и бо́льшая часть лагеря переселилась в США. Сам же святитель был назначен епископом в Западную Европу.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович)

Владыка жил во Франции, в первой своей проповеди он обратился к пастве так: «Волею Божией русские православные люди теперь рассеяны по всему свету и благодаря тому теперь Православие проповедуется и церковная жизнь существует там, где ранее не знали Православия».

Он много ездил по Европе, служил Литургию на разных языках, был со всеми приветлив, благотворил нищим и посещал больных, и вскоре его знал уже весь Париж, в окрестностях которого он жил.

Архиепископ Митрофан (Зноско-Боровский) рассказывал: «Многие в Париже не понимали владыку, их смущал его внешний вид, что он босой ходит. Рассказывал мне П.С. Лопухин,что были и жалобы на владыку митрополиту Анастасию. В одной из жалоб просили, чтобы первостоятель приказал владыке Иоанну носить ботинки. Митрополит Анастасий откликнулся на эту просьбу, написал владыке письмо, а обрадованные этим прихожане поспешили преподнести своему архипастырю новые ботинки. Владыка принял дар, поблагодарил, но не надел, а носил ботинки… под мышкой. Снова жалоба митрополиту, снова он пишет владыке Иоанну о послушании и получает ответ: «Ваше предписание исполнил, вы писали, чтобы я носил ботинки, но не писали, чтобы я их надел, вот я их и носил, а теперь надену». И владыка зашагал по Парижу в ботинках.

Е.Г. Черткова описывала условия повседневной жизни владыки, его келью размером в девять квадратных метров: «В келье был стол, его кресло и несколько стульев вокруг стола; в углу иконы и аналой с книгами. Кровати в келье не было; владыка никогда не ложился спать. Иногда, когда мы с ним разговаривали, он, сидя в кресле, начинал дремать. Тогда я останавливалась, но он сразу говорил: «Продолжайте, продолжайте, я слушаю».

Владыка любил посещать нищих и заботиться о сиротах. Он любил также навещать больных, исповедовал и причащал их, подолгу молился у постелей страждущих. Владыку знали во всех больницах Европы. Если больной находился в критическом состоянии, он мог явиться к нему в любое время суток и молиться за него всю ночь. Мог появиться у постели больного, находящегося так далеко, что появление владыки представлялось физически невозможным.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович)

Архиепископ Михаил (Донсков) он вспоминал о владыке: «Когда мне было шестнадцать лет, он как-то подошел ко мне в храме и сказал: «Слушай меня, после литургии ты должен прихожан всегда собирать на трапезу, ты должен их кормить, привечать, и стол должен быть накрыт, должен ломиться. Потому что трапеза — это продолжение евхаристии. А когда будет Рождество, ты здесь должен ставить елку, чтобы игрушки были, чтобы дети танцевали, и чтобы они все получили какой-то подарок, чтобы было им радостно и весело. Ты понял меня?» Я, конечно же, не понял, так как тогда даже не думал и не собирался становиться священником или монахом. Но владыка, видимо, уже провидел то, что я буду клириком. И когда много лет спустя меня в этом храме рукополагали в священники, я вспомнил эти слова и даже прослезился».

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович)

Архиепископ Михаил вспоминал также: «Владыка совершенно непостижимым образом умел помогать людям. Бывало, он выходил из храма, а мимо шел русский человек, владыка его подзывал и давал пачку денег. «Если ты не заплатишь за квартиру — тебя выгонят», — как-то сказал он незнакомцу, который был очень удивлен, так как даже не ожидал никакой помощи и вообще стеснялся подойти и что-то спросить. Причем дал ему ту сумму, которая была необходима».

«Известно, что он собирал бездомных маленьких детей на улицах и создавал для них приют. У нас очень часто в храме на богослужении появлялись люди не совсем уравновешенные, по нашему мнению, даже ненормальные. Они знали, что владыка им поможет и исцелит их душевные болезни, накормит и вообще сделает для них все, об этом знал весь Париж».

Покинув Шанхай в географическом смысле, владыка Иоанн не оставлял своих «шанхайцев» ни в Европе, ни в Америке.

Из Шанхая на Запад был эвакуирован и основанный владыкой детский приют имени святителя Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей, через который в общей сложности прошли три с половиной тысячи детей.

Владыка всюду продолжал заботиться о всех, кого Господь посылал ему на жизненном пути.

Святитель Иоанн в Сан-Франциско

В 1962 году святитель Иоанн был переведен на Сан-Францисскую кафедру. Там он прослужил 4 года до самой своей кончины. Под его руководством было завершено строительство кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», где теперь покоятся мощи владыки.

На кладбище в Сан-Франциско

На кладбище в Сан-Франциско

Регент нового собора в Сан-Франциско Владимир Красовский вспоминал: «Однажды едем с владыкой на машине в аэропорт, и он просит повернуть на кладбище. Я ему отвечаю, что аэроплан не сможет нас ждать, но владыка настаивает. Приехали на кладбище, и владыка пошел обходить все могилы! А их тысячи! Время идет, мы опаздываем на самолет, а он все ходит и ищет кого-то. Я разозлился и вернулся в машину, а владыка продолжал искать. Несколько часов прошло, и ведь он нашел — где-то на самом краю кладбища. У человека, оказалось, был день смерти, владыка послужил на могилке панихиду и пришел в машину: «Теперь поехали в аэропорт!» Приезжаем, оказалось, аэроплан задержали, и святитель улетел как ни в чем не бывало».

Святитель Иоанн окончил свой земной путь 2 июля 1966 года в Сиэтле. О его святости свидетельствуют по всему миру сотни и даже тысячи людей, получивших по его молитвам чудесную помощь.

Икона храма во имя всех святых в земле Российской просиявших в Париже

Икона храма во имя всех святых в земле Российской просиявших в Париже

Тропарь святителю Иоанну, глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых таин, / ими же сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, / целителю отраднейший. // Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущих тя.

По материалам журнала «Фома», радио «Вера», книги «Святитель Иоанн Шанхайский» серии «Божии люди» издательства Сретенского монастыря и прочих интернет-ресурсов.

Просмотры (493)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Архив

  • 6 октября, Четверг(23 сентября по ст.ст.)

    Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977).

    Прпп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX).

    Сщмч. Иоанна Панкратовича пресвитера (1937).

    Словенской иконы Божией Матери (1635).

    Еф., 225 зач., IV, 14–19. Лк., 13 зач., IV, 16–22. Предтечи: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22–31. Лк., 2 зач., I, 5–25.